Робот против автомата. плюсы и минусы коробок передач
Содержание:
- Преимущества и недостатки трансмиссий
- Роботизированная коробка передач
- Недостатки и особенности робота
- Слабые и сильные стороны
- В чем отличие гидравлики от вариатора
- Преимущества и недостатки
- Механическая коробка для начинающих
- Особенности и принцип действия роботизированной коробки
- Визуальное отличие автомата от робота
- В пользу какой коробки сделать окончательный выбор?
- Чем плох робот автомат?
- Конструкция обычной АКПП
- Какую коробку лучше выбрать
- Обычный автомат
- Что лучше выбрать
- Неисправности роботизированной трансмиссии
- Преимущества и недостатки коробки-автомата
- Гидромеханическая автоматическая коробка передач, или «обычный автомат»
Преимущества и недостатки трансмиссий
Чтобы окончательно сделать выводы о том, что лучше: робот или автомат, стоит проанализировать положительные и отрицательные стороны каждой из трансмиссий.
Плюсы и минусы АКПП
Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков автоматики представлена далее.
Преимущества | Недостатки |
|
|
Рекомендуем: Ваши действия при ДТП
Плюсы и минусы РКПП
На очереди анализ преимуществ и недостатков роботизированных трансмиссий.
Преимущества | Недостатки |
|
|
Роботизированная коробка передач
Вопреки распространенному заблуждению, роботизированные коробки не являются «родственниками» автоматов. По своей сути РКПП является механического вида трансмиссией, где сцепление и передачи автоматизированы. Человек, сидящий за рулем такого автомобиля, а также условия дорожного покрытия лишь формируют базу для работы такой коробки переключения передач.
Принятие решений и режимов работы осуществляется внутри самой коробки переключения посредством особого электроблока, для которого заданы алгоритмы действий в тех или иных ситуациях. Такой принцип работы и является отличительным для РКПП. С вопросами: чем отличается РКПП от АКПП, в чем разница двух обозначенных видов, – мы разобрались. Идем дальше.
Роботизированная КП отличается:
- комфортностью;
- надежностью;
- относительной экономичностью;
- дешевизной.
Роботизированная КП
Недостатки и особенности робота
Начнем с конструктивных особенностей «робота», который по сути является механической коробкой передач, но без третьей педали. За выжим сцепления в такой КП отвечает электропривод (актуатор).
В отличие от автоматической коробки с гидротрансформатором, конструкция роботизированной «механики» значительно проще, поэтому и дешевле в производстве. Последнее преимущество сыграло главную роль в быстром появлении «роботов» на многих недорогих моделях.
Но как оказалось, производители немного поспешили с массовым запуском такой трансмиссии на рынок. Все дело в том, что большинство «роботов», особенно при активной езде, не обеспечивали плавного переключения передач, раздражая водителей рывками и задержками при смене ступеней, а также откатом при старте на подъеме. Кроме того, роботизированные КП не могли похвастаться высокой надежностью.
Роботизированная коробка передач с двойным сцеплением
Улучшить плавность «роботов» взялся концерн Volkswagen, внедрив на своих моделях в середине 2000-х годов преселективный «робот» с двумя сцеплениями (DSG). В таких трансмиссиях четные и нечетные передачи, расположены на отдельных валах, оснащенных индивидуальными сцеплениями.
Новый тип КП хоть и стал совсем недешевым в производстве, но избавился от медлительности первых «роботов» и даже смог обеспечить автомобилю динамику разгона лучше, чем у версий с обычной «механикой». В дальнейшем многие ведущие автопроизводители также начали переходить на подобные “автоматы”, заказывая их у ведущих производителей трансмиссий.
Впрочем, в некоторых случаях остались вопросы к надежности отдельных КП данного типа. Но в сравнении с прежним «роботом» плавность и скорость переключений выросла просто несравнимо.
В подтверждение этого превосходства отметим, что в настоящий момент большинство брендов уже отказались от применения «роботов» на базе классических механических КП и в ближайшем будущем такая трансмиссия может уйти в историю.
Помимо «скорострельности», современные роботизированные КП превосходят классические «автоматы» и по экономичности. «Роботы» вполне способны помогать двигателю расходовать топливо на уровне версий с «механикой».
Слабые и сильные стороны
У роботизированной коробки передач преимущества и недостатки тоже присутствуют, но начать стоит с положительного:
- Высокая разгонная динамика;
- Расход топлива на низком уровне;
- Скорости переключаются практически мгновенно, в особенности, когда речь заходит о преселективной коробке;
- Отсутствие гидротрансформатора позволяет использовать меньше масла;
- Механизм прост в обслуживании.
Теперь касательно того, чем плох рассматриваемый агрегат, а эти недостатки могут быть значительными:
- Непереносимость тяжелых дорожных условий;
- Пробуксовка заметно сокращает ресурс;
- При кратковременных остановках (остановки в пути, стоянки на светофорах, в пробках и прочее) агрегат переходит в нейтральный режим.
С учетом этих плюсов и минусов роботизированной коробки передач стоит осознанно подходить к выбору автомобиля с такой трансмиссией. Иными словами, если предполагается эксплуатировать машину в сложных условиях большой нагрузки, трансмиссия может выйти из строя за короткий срок.
В чем отличие гидравлики от вариатора
Вариаторы представляют собой отдельное направление. Они не считаются КПП хотя бы потому, что передач как таковых нет. Вариатор представляет собой конструкцию, позволяющую автомобилю осуществлять непрерывный перенос крутящего момента на колеса, что обеспечивает плавный набор скорости.
Отличие вариатора от робота и автомата заключается в конструкции:
- Состоит из ведущего и ведомого шкивов, расположенных друг напротив друга и связанных металлическим ремнем.
- Смена передачи осуществляется за счет раздвижения и сдвижения шкивов. Когда они максимально раздвинуты, то это то же, что первая передача, когда сдвинуты, то пятая или даже выше.
Такой бесступенчатый вариатор имеет преимущества и недостатки. В первом случае речь идет о таких вещах, как экономичный режим работы и отсутствие лишних нагрузок. Но при динамичном разгоне двигатель начинает работать шумно, с монотонным гудением. Хотя качественные вариаторы уже работают так же, как классические автоматы, и даже еще экономичнее.
К числу недостатков следует отнести и то, что устройства не работают на пиковых нагрузках, при этом автомобиль с такой трансмиссией требует бережливого обслуживания.
Кроме того, приспособление не подходит для условий, в которых зимой машина долго пробуксовывает в снегу, так что для регионов с суровым климатом это плохой вариант.
Преимущества и недостатки
Данный вид трансмиссии не получил бы широкого распространения без определенных качеств:
- Простое и удобное управление.
- Расход топлива экономный.
- Риск перегрева в случае неумелого использования исключен.
- Двигатель и ходовая часть не испытывают большие нагрузки.
- Пассивная система безопасности, предотвращающая движение машины при стоянке на уклоне.
- Правильная эксплуатация обслуживание обеспечат долговечность узлу.
- Надежность механизма.
К сожалению, без недостатков не обходится:
- Процесс замены узла сопровождается высокими расходами.
- Капитальный ремонт механизма также обходится дорого.
- Автомобили нельзя заводить проверенным народным методом — с толкача.
- Наличие гидротрансформатора подразумевает малый КПД. На него уходить практически вся мощность аппарата.
- Малый ресурс коробки.
Стоимость автомобилей с таким оснащением значительно увеличивается, включая техобслуживание. Хотя у современных моделей инженеры стараются свести эти недостатки к минимуму.
Механическая коробка для начинающих
Эксплуатация механической коробки является сложной задачей для «чайников», как часто называют начинающих водителей. Необходимо контролировать обороты двигателя, переключать скорости, при этом не терять концентрации и следить за дорогой.
Для управления механической коробкой необходимо:
- запомнить алгоритм переключения передач;
- контролировать значения скорости и оборотов визуальным методом (по приборам);
- нажатие и отпускание педали сцепления выполняется плавно и до упора.
Если у водителя нет уверенности в своих силах, то рекомендуется потренироваться в управлении на свободной площадке. Постепенно человек начинает распознавать моменты переключения передач на слух. После этого для него не возникает трудностей при эксплуатации механической трансмиссии.
Скоростные диапазоны движения и схема переключения скоростей
Для автомобилей с двигателями объемом 1,2-2,0 л производители рекомендуют выдерживать скорости на передачах:
- первая — трогание с места и движение до скорости 20-30 км/час;
- вторая — разгон до 30-40 км/час;
- третья — движение со скоростью до 40-60 км/час;
- четвертая — 60-80 км/час;
- пятая — быстрее 80 км/час.
Рекомендуем: Устройство задней подвески
Значения указаны для движения по дороге с твердым покрытием. При эксплуатации автомобиля по бездорожью или скользкой трассе значения скоростей будут иными. Кроме того, для интенсивного разгона скорость на передаче может превышаться.
Пример графика скоростных диапазонов механической трансмиссии
Двигатели современных автомобилей не позволяют раскрутить коленчатый вал свыше допустимых оборотов, поскольку оборудованы электронным ограничителем.
Рекомендации со скоростными режимами движения на каждой передаче приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля. В период обкатки возможно снижение показателей, необходимое для приработки деталей.
Подробный алгоритм переключения скоростей выглядит следующим образом:
- Быстрым и плавным движением левой ноги выжать педаль сцепления до упора. Педаль газа при этом отпущена.
- В момент достижения педалью сцепления низшей точки перевести рычаг выбора передачи в желаемую точку.
- Плавно отпустить педаль сцепления, одновременно немного прибавляя обороты правой ногой. Этот пункт позволяет компенсировать снижение скорости транспортного средства за время переключения.
- Добавить газ для достижения желаемой скорости.
Основные ошибки новичков — чего следует избегать
Неточности, которые допускают начинающие водители при работе с механической коробкой:
- Сложности с троганием. Малоопытный водитель не может определить момент начала функционирования сцепления и работает им слишком быстро или медленно. Из-за этого мотор либо глохнет, либо подгорают фрикционные накладки сцепления.
- Отсутствие слухового определения числа оборотов. Новичок продолжает ехать на повышенной частоте вращения, вместо того чтобы перейти на другую передачу. Или наоборот, не чувствует снижения оборотов мотора, продолжая попытки разгона на повышенной скорости. В обоих случаях двигатель подвергается сильным нагрузкам, снижающим ресурс. Кроме того, повышается расход топлива.
- Попытки тронуться с места на повышенной передаче. Теоретически, опытный водитель может поехать с места со 2-й или 3-й передачи.
- Удержание левой ноги на педали сцепления. Из-за этого устает ступня, постоянно находящаяся в напряжении. Немного поджатая педаль частично отключает сцепление, увеличивая его пробуксовку и износ.
- При переключении левая рука неопытного водителя смещает руль в сторону, отклоняя авто от движения по выбранной траектории.
Как переключаться и слушать двигатель?
В процессе движения автовладельцу необходимо распознавать число оборотов двигателя на слух. Помощником малоопытным водителям является тахометр. При эксплуатации бензинового двигателя рекомендованный диапазон оборотов лежит в пределах 2-3 тыс. об/мин, для дизеля — 1,5-2,5 тыс. об/мин.
Особенности и принцип действия роботизированной коробки
Роботизированная коробка передач (робот), устанавливаемая на обыкновенные автомобили, представляет собой механическую коробку с автоматическим (электрическим или гидравлическим) управлением. Переключение скоростей в таком устройстве происходит при помощи автоматики. В автомобиле нет традиционной педали сцепления, так как оно выключается автоматически в момент переключения передач. В некоторых автомобилях наряду с автоматическим предусмотрен ручной режим переключения передач.
Алгоритм работы коробки следующий: после запуска двигателя при выжатом тормозе селектор переводится в нужное положение. Привод на сцеплении разъединяет трансмиссию, а механизм коробки включает нужную передачу. Водитель бросает педаль тормоза и плавно давит на педаль акселератора, автомобиль трогается, и дальнейшие переключения производятся автоматически. Управление коробкой осуществляет процессор согласно выбранному алгоритму. Водитель может вмешиваться в работу коробки.
На спортивных автомобилях, участвующих в гонках, устанавливают более совершенную разновидность робота. Его конструкция предусматривает наличие двух систем сцепления, каждая из которых отвечает за свои передачи.
Благодаря двойному сцеплению скорость переключения передаточных чисел максимальна, что очень важно для спортивных гонок
Визуальное отличие автомата от робота
Далее стоит обратить внимание на внешний вид консоли. Режимы работы автомата обозначаются буквами:
Режимы работы автомата обозначаются буквами:
- Р (Park) — парковка;
- R (Reverse) — задний ход;
- N (Neutral) — нейтральная передача;
- D (Drive) — движение вперед.
Консоль РКПП имеет другие режимы:
- N (Neutral) — нейтральная передача;
- R (Reverse) — задний ход;
- A/M или E/M — движение вперед;
- +/- — переключение передач (используется при ручном управлении).
Основные отличия
Главное отличие автоматической коробки передач — это наличие положения Р (парковка) на консоли.
Если есть возможность, следует изучить на сайте производителя информацию о том, какие типы трансмиссии имеет данная модель.
На автомобиле с РКПП нет щупа. Замена масла возможна только в техцентре.
Мировые концерны ведут разработки новых типов коробок передач, уже выпускаются экземпляры с роботом второго поколения DSG. Отличить ДСГ от автомата визуально невозможно, так как консоли выглядят одинаково.
Достоверно определить тип трансмиссии можно по характеру езды. Машина с АКПП едет более плавно, без рывков.
Ресурс коробки-автомат может быть разным. Если в одном автомобиле трансмиссия прослужит 100 тысяч км., то в другом – порядка 500 тысяч.
В пользу какой коробки сделать окончательный выбор?
Необходимо, прежде всего, тщательно взвесить имеющиеся отрицательные и положительные пункты у всех видов КПП. Прислушиваясь к собственным пожеланиям, и обязательно учитывая реальные условия для езды, модель себе выбирать надо, опираясь на три принципа: надежность, комфортность, хорошая цена. Соответствуя перечисленным качествам, профессионалы рекомендуют:
- Экономичность роботов очень радует: скромное небольшое использование ГСМ и бензина, цена авто и ремонт.
- АКПП незаменима для ценителей комфортной езды.
- Самая надежная из коробок – механика. Но АКПП избавит от непредсказуемых «сюрпризов» на трассе.
- АКПП прекрасно ведет себя в пробках — не надо, как при ручном управлении, всё время переключаться.
- Робота при необходимости можно поставить на управление вручную, а у АКПП, в основном, такой функции нет.
Недавно стало возможным перепрограммировать у АКПП блоки управления. У водителей появился шанс переделать под свою манеру езды. Мгновения переключения передач еще сокращаются, увеличивая скорость разгона. Это существенный аргумент в сторону автомата любителям быстрых гонок.
Однозначного преимущества у какого-либо одного варианта после сравнительной подробной характеристики этих двух видов коробок, конечно, нет. Иначе всё было бы элементарно просто, и автомобили поштучно выпускались бы только с наилучшей трансмиссией.
Любого неопытного водителя легко запутает отсутствие привычной педали сцепления на роботе или автомате. Поэтому лучше заранее внимательно и тщательно просмотреть характеристики всех моделей авто. Затем, взвесив все совокупности параметров, водитель сам должен выбрать под себя КПП.
В чем разница между автоматом и роботом и что лучше, отвечает на вопрос специалист по автомобилям.
Чем плох робот автомат?
Роботизированная коробка имеет некоторые негативные стороны. Перечислим их:
- Невозможно перепрошить процессор и изменить те задания, благодаря которым происходит управление системы, дабы увеличить динамические показатели машины.
- Автомобиль, оснащенный коробкой робот, имеет небольшую скорость, с которой меняются передачи в коробке с электропроводкой. Здесь нельзя все исправить. А, если и возможно, то для этого потребуется переделывать полностью конструкцию.
- Иногда возникает пробуксовка сцепления, перегрев механизма во время передвижения машины на минимальной скорости. Например, при движении в горку либо же в пробке. Профессиональные автомобилисты советуют в таких ситуациях пользоваться режимом Tiptronic.
Плох ли автомат
- Очень часто возникают рывки, если осуществляется автоматическое переключение передач. Это можно исправить, если сбросить газ перед этой операцией, воспользоваться равномерным движением.
- Некоторые коробки подобного типа считаются «задумчивыми». То есть переключение передач часто происходит достаточно медленно, если сравнивать с коробкой автомат. Такие интервалы иногда составляют до 2 сек.
- Функционирует такая коробка не всегда стабильно. Даже две идентичные машины не дают полную гарантию того, что их коробки начнут функционировать одинаково.
Конструкция обычной АКПП
Такой вариант считается более надежным в отличие от остальных механизмов, поскольку уже прошел проверку временем. Последний довод, как отличить робот от автомата, весомый, учитывая, что механизм появился относительно недавно. И если на механике водителю нужно периодически выжимать педаль сцепления, после чего включать нужную скорость (а это занимает время), то АКПП все это выполняет сама.
В таких автомобилях даже нет педали сцепления. Таким механизмом оснащаются не только легковые транспортные средства, но и грузовики, автобусы. Первое с чего начнем изучать, чем отличается робот от автомата, это устройство последнего. Конструкция трансмиссии состоит из двух блоков:
- Редуктора — обеспечивает передачу усилий через цепь шестерен. Количество ступеней варьируется от 4 до 6, а в современных моделях оно может доходить до 9. Планируется делать модели, где их количество будет повышено до 10 или больше.
- Гидротрансформатора — это аналог узла сцепления, как в случае с механической коробкой. Благодаря ему удается избежать ударов и рывков. Весь комплекс получает разные сведения с многих датчиков — количество оборотов коленвала, режим движения и нагрузки. И на основе этой информации он переключает скорости.
Смена ступеней производится при достижении определенных оборотов, а в масляной магистрали создается давление. Участие водителя при этом не требуется.
Какую коробку лучше выбрать
Обе трансмиссии обеспечивают комфорт передвижения, простоту управления. Педаль сцепления отсутствует и в том и в другом варианте. Автопроизводители продолжают выпускать машины с различными видами коробок передач под разных потребителей. Однозначного ответа, что лучше, нет. Водитель делает выбор исходя из своих предпочтений.
С экономической точки зрения роботизированная коробка передач выигрывает перед автоматической. РКПП дешевле, а цена обслуживания и ремонта ниже. Кроме того, для робота требуется меньше масла, а за счет повышенного КПД расход топлива также меньше. Исходя из экономических соображений, автоэксперты сходятся во мнении, что за роботами и ДСГ будущее, т. к. потребители отдают предпочтение дешевым моделям.
С точки зрения надежности и автомат, и робот уступают механической коробке. РКПП стоит выбирать, если автомобиль будет передвигаться преимущественно по дорогам с качественным асфальтовым покрытием. Автомат признан автолюбителями в качестве наиболее предсказуемой системы переключения передач.
Роботизированную коробку можно переключить в ручной режим управления. Таким образом водитель сможет самостоятельно понизить или повысить передачу в режиме движения. На машинах с АКПП без типтроника такая возможность отсутствует.
Учитывая свои предпочтения, сравнительную характеристику и особенности трансмиссий, каждый автолюбитель сможет выбрать вид коробки переключения передач, который ему подходит.
Обычный автомат
При выборе транспортного средства с одним из видов автоматической трансмиссии необходимо знать, что такое автомат и робот и из чего состоит каждая из них.
Внимание!
АКПП
впервые была выпущена в свет в 30 года двадцатого столетия. Но массово ее стали производить только в шестидесятые годы того же столетия.
Транспортные средства с автоматом считаются более надежными нежели с CVT или роботом.
Конструкция АКПП
Коробка автомат состоит из гидротрансформатора, планетарной коробки передач, гидроблока.
Элемент автомата | За что отвечает |
Гидротрансформатор состоит из турбинного и реакторного колеса, центробежного насоса, обгонной и блокировочной муфты | Отвечает за плавное переключение передач, выполняет функцию сцепления |
Планетарная коробка состоит из редукторов и фрикционных дисков, тормозной ленты | Передает усилие посредством системы различных вариантов зацепления шестерней, переключает скорости |
Строение АКПП, как видно из таблицы, более простое, чем у робота. Еще одно отличие от роботизированной заключается в большом количестве ступеней передаточного числа. Благодаря им, снижается потребление топлива транспортным средством.
Принцип следующий:
- Гидротрансформатором меняется крутящий момент.
- Смазывающее средство попадает из насоса к турбинному колесу.
- Колесо передает его на реактор.
- Поток масла становится все больше и увеличиваются обороты насосного колеса.
- Задействуется обгонная муфта, благодаря которой происходит вращение реактора.
- Муфта переключает передачи между планетарными редукторами.
А гидроцилиндры, которые обеспечивают работу вышеописанных процессов, управляются электронным блоком.
Как уже было описано, коробку автомат можно отличить от робота по следующим положениям ручки на селекторе:
- P – «Парковка»;
- R – «Задний ход»;
- N – «Нейтральная»;
- D – «Движение вперед»;
- L – «Принудительно понижающая передача».
Как и все устройства, автомат имеет свои положительные стороны и отрицательные черты. К плюсам автоматической коробки передач относятся:
- надежность;
- простое управление;
- отсутствие периодической замены сцепления;
- экономное расходование горючего;
- не скатывается назад, если поставить на склоне.
Автомат имеет и отрицательные черты, которые складываются из следующих парметров:
- высокая стоимость при замене автомата;
- высокая цена капитального ремонта;
- транспортное средство с автоматом нельзя заводить с толкача;
- малый КПД из-за гидротрансформатора. На последний уходит почти половина мощности аппарата;
- срок жизни устройства маленький.
Что лучше выбрать
Как уже можно было понять из статьи, каждый тип трансмиссий имеет свои плюсы и минусы и выбор необходимо делать исходя из своих личных возможностей и потребностей.
- Если вы отдаёте предпочтение комфорту и неторопливости при вождении автомобиля, то вам стоит выбрать машину, оснащённую вариатором.
- Любителю надёжности и частой смены авто подойдёт классический автомат. Машины такого типа наиболее популярны на сегодняшнем авторынке.
- Робот-автомат с одним диском может стать хорошим решением для автолюбителей, имеющих ограниченный финансовый ресурс, но желающих приобрести автомобиль с автоматом. Несмотря на низкий уровень комфорта, автомобилист получает недорогой автомобиль с экономичным расходом топлива.
Робот с двумя дисками стоит покупать только новым. При покупке подержанного автомобиля владелец должен быть готов в скором времени к замене или капитальному ремонту коробки-робота, а значит к существенным за.
#АКПП#Коробка передач#КППП
Неисправности роботизированной трансмиссии
Зачастую поводом для проведения ремонта могут служить разные признаки. Среди них стоит выделить самопроизвольное переключение коробки в нейтральный режим. К счастью такое поведение характерно для автомобилей с уже большим пробегом — 200 тысяч км или чуть более. При этом симптом проявляет себя независимо от режимов коробки.
В некоторых случаях водители могут почувствовать рывки, при старте машины. Если такой признак наблюдается у автомобилей марки Nissan или «Тойота», то это значит пришла пора замены ведомого диска сцепления.
Как показывает практика, чаще всего у РКПП выходит из строя узел сцепления. Только машины марки Toyota являются исключением — в роботизированных механизмах приходится менять актуаторы. Кроме того, может возникнуть неприятность в лице износа подшипника. В этом случае менять придется все детали сцепления, а то и полностью корпус. После ремонта коробка снова готова прослужить еще 200 тысяч км.
Преимущества и недостатки коробки-автомата
Автоматическая коробка передач в силу конструктивных особенностей имеет определенные преимущества:
- Обеспечение легкого управления автомобилем без необходимости выжима сцепления, переключения передач, и процедуры плавного начала движения. Это обеспечивается автоматикой, позволяя водителю сосредоточиться на дороге.
- Гидротрансформатор невозможно быстро вывести из строя в силу неопытности водителя, как это может произойти со сцеплением на механической коробке.
- Автомат не создает сильных нагрузок на двигатель, как при механике. Передаточные числа меняются без лишнего увеличения оборотов, тем самым продлевается ресурс двигателя.
- При использовании гидротрансформатора нагрузка на ходовую часть ниже в сравнении с другими видами трансмиссий.
- Наличие пассивной системы безопасности, при которой стоящий на уклоне автомобиль не может покатиться.
- У автоматической шестиступенчатой коробки расход топлива ниже.
Автоматическая трансмиссия имеет следующие слабые стороны:
- В сравнении с механической или роботизированной коробкой отсутствует высокая динамика разгона.
- Значительный расход топлива, особенно на четырехступенчатой коробке.
- Сниженный КПД из-за значительных потерь мощности, уходящих на работу гидротрансформатора.
- Дороговизна агрегата и его обслуживания, что отрицательно сказывается на стоимости всего автомобиля.
- Возможное откатывание назад при начале движения с места на уклоне.
- Коробка автомат пинается при неправильной эксплуатации.
Гидромеханическая автоматическая коробка передач, или «обычный автомат»
Чтобы не управлять коробкой «врукопашную», и не особо напрягаться ручками-ножками в плотном городском потоке, и придумана автоматическая коробка передач. Сначала появилась гидромеханическая АКП (автоматическая коробка передач). Для того, чтобы понять, как она работает, нужен… вентилятор (обычный, бытовой) и какая-нибудь детская вертушка-игрушка с винтом-пропеллером, похожим на вентиляторный. Включите вентилятор и поднесите к нему эту игрушку. Что произойдет? Пропеллер на игрушке тоже будет крутиться! Теперь представьте, что винт приводит в движение не электромотор вентилятора, а двигатель автомобиля. А второй винт находится на валу, уходящем в «черный ящик» с шестеренками, муфтами, и всем прочим. Оба этих винта заключены в герметичный корпус, заполненный специальной трансмиссионной жидкостью, который называется гидротрансформатором.
Для чего эти страсти? А для того, чтобы плавно трогаться, как можно плавнее переключать передачи безо всякого сцепления «от ноги» водителя, как в «механике» между двигателем и «черным ящиком» с шестеренками. Ведь для того, чтобы тронуться, нужно плавненько соединить мотор и «черный ящик» коробки. Вот гидротрансформатор, совершенно не теряя усилий от двигателя, это и делает. А жидкость нужна для того, чтобы через нее передавать вращательное движение. А то воздух, он не справится. Плотность воздуха мала для передачи энергии на таких скоростях вращения. Что же касается переключений передач, то они выполняются по команде блока управления, автоматически, в зависимости от условий движения. Раньше эти блоки были гидравлические, сейчас электронные.
В общем, всё в гидромеханической АКП, вроде, хорошо. Сама едет, сама переключается. Водителю остается только жать педали «газа» и тормоза, да селектор «автомата» щелкать между «Паркинг», «Драйв» и «Назад». Причем работает эта штука вполне надежно. Если не изображать из себя Шумахера на АКП, и соблюдать Регламент ТО, то и не ломается.
Но недостатки есть. Главные среди них – ощутимые моменты автоматических переключений диапазонов АКП в «черном ящике» с шестеренками, и более высокое потребление горючего, в сравнении с «механикой» при одинаковых силовых агрегатах. Потребность в большем комфорте, возраставшие цены на топливо и забота об экологии стимулировали инженеров подумать на тему автоматизации ещё раз.