Какие документы нужны для техосмотра в 2021 году: список и комментарий эксперта
Содержание:
- Для чего нужен техосмотр транспортного средства
- Общие сведения о техосмотре
- Правила прохождения техосмотра
- Периодичность технического осмотра в России для легковых, грузовых автомобилей и других ТС
- Как часто мне надо проходить технический осмотр?
- Что будет, если нет техосмотра при ДТП
- Регрессные требования от страховой компании
- Контроль сроков (можно ли изменить)
- Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?
- Что проверяют?
- Что такое диагностическая карта
- Стоимость прохождения техосмотра в России
- Трудности в связи с принятием поправок в техосмотр
- Новые правила
- Как теперь проводят осмотр
- Для чего необходимо проходить ТО машины?
- Для чего нужен техосмотр
Для чего нужен техосмотр транспортного средства
Технический осмотр средства передвижения представляет собой комплекс процедур, проводимых для подтверждения исправности автомобиля либо выявления дефектов в его работе.
По окончании проверки состояния автомобиля, на руки владельцу выдается диагностическая карта техосмотра. По сути, процедура требуется не только для выявления недочетов в механизме транспортного средства, но и для получения карты по итогам осмотра. Именно этот документ требуется для заключения договора обязательной страховки и оформления полиса ОСАГО. При отсутствии бумаги автовладельцу будет отказано в возможности страхования гражданской ответственности, соответственно и к эксплуатации автомобиля допуск будет запрещен.
Ранее вместо диагностической карты на руки собственнику машины выдавался технический талон по результатам проверки, проведенной в ГИБДД. Теперь гражданин получает иной документ, где указывается информация по всем пунктам осмотра и прописывается период действия бумаги, включая дату следующей явки в техцентр. Необходимо уточнить, что если на руках автовладельца имеется действующий талон, выданный ранее, то таковой подлежит замене на карту лишь по окончании установленного срока.
Карта диагностики заполняется в двух экземплярах, заверяемых подписью технического специалиста и его печатью. Один из них вручается автовладельцу, второй остается на хранение у эксперта в течение 3-х следующих лет. Кроме того, каждая бумага обладает персональным номером в виде уникальной комбинации цифр. Также создается третий образец диагностической карты – электронный документ. Сведения вносятся в единую базу данных и даже в случае утери бумажного образца, информация не будет утрачена. К тому же наличие электронного экземпляра обеспечивает подлинность карты технического осмотра.
Общие сведения о техосмотре
Наличие техосмотра у автомобиля подтверждается купленным полисом ОСАГО, который выдают только при получении диагностической карты. Поэтому штрафование за отсутствие ТО на рядового водителя снято. К нему могут применяться только санкции за выезд на дороги общего пользования без ОСАГО. Функция по контролю ТО из компетенции ГИБДД передана страховым компаниям.
По результатам тех.проверки определяется коэффициент безопасности автотранспорта. При отсутствии у ТС грубых технических неполадок, на него выдается диагностическая карточка. Законом предусматриваются разные периоды прохождения осмотра в зависимости от возраста авто.
Последними изменениями от 01.04.2021 г. закреплено:
- Освобождение от процесса автомашин возрастом до четырех лет.
- Если с даты выпуска транспортного средства прошло от 4 до 10 лет, проверка нужна каждые 2 года.
- Авто возрастом от 10 лет подвергаются техосмотру ежегодно.
Стоимость процесса зависит от категории ТС, а также от региона, где оно регистрируется. ТО легковушки обходится собственнику в пределах 300-1000 рублей, грузовиков – 600-1200рублей. Эта сумма передается аккредитованной организации, осуществляющей проверку.
В 2021 граждане не платят госпошлину за проведение техосмотра, но передают деньги за услугу, оказываемую специализированными операторами. Внести средства разрешается в отделении банка или через платежные терминалы. А также передать деньги можно непосредственно в кассе организации, куда обратился потребитель.
Распространенным явлением стала продажа диагностических карт через различные сайты без реального осмотра авто. Автолюбители, пользующиеся этим вариантом, должны учесть некоторые нюансы. Они заключаются в отсутствии гарантии нахождения купленной и выданной на руки диагностической карточки в системе ЕАИСТО в течение всего срока ее действия.
Если ее удалят недобросовестный оператор, то при возможном появлении страховой ситуации документ не сможет пройти проверку. Полученная законным путем карта гарантированно избавит владельца авто от подобных неприятностей.
Правила прохождения техосмотра
Весь процесс технической проверки транспортного средства на исправность регламентирован Законодательством, а точнее Федеральным Законом № 170.
Если говорить более конкретно, положения закона «О техосмотре» регулируют следующие моменты:
перечень документов для активации и проведения техосмотра;
параметры, на которые должно быть направлено внимание экспертов во время проверки;
сроки, по истечении которых требуется следующий визит в техцентр.
Для того чтобы иметь более полное представление о процедуре, следует рассмотреть каждый пункт отдельно.
Список требуемых документов
После выбора сервиса обслуживания, автовладельцу следует позаботиться о наличии ряда документов, обязательных для предъявления эксперту. Отсутствие какой-либо бумаги может послужить мотивом к отказу в процедуре.
Перечень документов включает:
- паспорт собственника авто;
- паспорт средства передвижения;
- регистрационное свидетельство на авто;
- водительское удостоверение заинтересованного гражданина.
Техосмотр также может пройти иное лицо, выступающее в качестве посредника. В таком случае потребуется оформить доверенность и приложить ее к основному пакету бумаг.
Критерии проверки автомобиля
Законодательными нормами определено 65 пунктов, по которым проводится технический осмотр авто. Основными параметрами проверки являются:
- оценка системы тормозов;
- колеса, шины;
- устройства освещения внешнего порядка;
- подвеска и рулевое управление;
- двигатель, в частности, осуществляется замер количества вредных веществ, попадаемых в атмосферу при его работе;
- топливная система;
- очистители и омыватели стекла;
- присутствие знака аварийной остановки;
- соответствие номерного знака установленным нормам;
- исправность дверных замков;
- целостность стекол, в частности, это касается лобового стекла – наличие трещины со стороны водителя приведет к отказу в выдаче карты диагностики;
- проверка ремней безопасности, зеркал.
Отдельно стоит упомянуть об обязательном наличии в автомобиле аптечки и огнетушителя – при их отсутствии технический осмотр не будет завершен. Аптечка должна содержать полный перечень требуемых элементов с действительным сроком годности. Огнетушитель также обладает периодом действия, который составляет 5 лет.
В случае если технический специалист обнаружил неполадки в механизме средства передвижения, таковые заносятся в карту диагностики и автовладельцу назначается новая дата прохождения осмотра – в течение 20 дней со дня проверки. Повторное посещение потребует оценки лишь ранее выявленных дефектов, но только в том случае, если проверку осуществляет тот же эксперт. Обращение в другой сервис повлечет за собой полноценный техосмотр.
Основной рекомендацией водителям является основательная проверка наличия в салоне машины всех требуемых компонентов, а также устранение серьезных дефектов в работе авто. Еще одним советом считается предварительное посещение автомойки – предоставлять транспортное средство на техосмотр допустимо лишь в чистом виде.
Сроки техосмотра
Периодичность прохождения техосмотра ясно освещена в законодательстве. На установку сроков, прежде всего, влияет категория транспортного средства и его возраст.
Так, автомобили и иные виды транспорта, чей период эксплуатации не превышает 3-х лет со дня выпуска с производства, в оценке технических характеристик не нуждаются. По истечении 3-х лет и до 7 лет, техосмотр проводится каждые 2 года. Если транспортное средство эксплуатируется более 7 лет, проверка проводится каждый год.
Исключение составляют средства передвижения, чьим предназначением является перевозка граждан – автобусы, легковые такси и прочие. Также в группу входит транспорт для перевоза опасных грузов. Эти виды подлежат обязательной проверке каждые 6 месяцев с момента поступления в работу.
Существует еще одна категория транспорта, подлежащая ежегодному осмотру независимо от возраста. Сюда входят:
- грузовые авто, разрешенная масса которых составляет 3,5 и более тонн;
- средства передвижения, оборудованные системой звуковых и световых сигналов, например, машины скорой помощи, пожарные авто;
- автомобили, предназначенные для обучения граждан вождению.
Сроки, регламентированные законодательно, не являются препятствием к осуществлению желания автовладельца пройти техпроверку заранее по собственной инициативе.
Периодичность технического осмотра в России для легковых, грузовых автомобилей и других ТС
Новые автомобили, находящиеся в личном пользовании, не нужно предъявлять для технического осмотра какое-то время. Такая необходимость возникает только через четыре года после их выпуска. Кроме легковых авто, это относится к мотоциклетному транспорту, легким грузовикам, прицепам и полуприцепам общей массой до 3,5 тонн.
Кроме того, каждый год нужно проводить технический осмотр автомобилей такси, учебного транспорта, автобусов, машин, переоборудованных для перевозок более 8 пассажиров, а также грузовиков, прицепов и полуприцепов, общая масса которых превышает 3,5 тонны. Это относится к машинам возрастом до 5 лет. Более старые автомобили этой группы нуждаются в осмотре каждые полгода. Кроме того, даже новые машины, предназначенные для перевозки опасных грузов, а также прицепы и полуприцепы к ним, нужно проверять один раз за полгода.
Такие правила технической диагностики позволяют сэкономить владельцам легковых автомобилей и автобусов, поскольку проходить ТО нужно будет реже. После покупки нового авто достаточно проходить периодическое сервисное обслуживание. Целых четыре года беспокоиться о технической диагностике не нужно.
Периодичность прохождения техосмотра напрямую зависит сейчас от типа транспортного средства, года его выпуска, цели использования. Именно ориентируясь на данные параметры, можно заранее запланировать дату процедуры.
Как часто мне надо проходить технический осмотр?
Итак, мы подобрались к основному вопросу, когда делать ТО для разного вида и годов выпуска транспорта. И сейчас будет много информации. Однако, мы её постарались максимально упростить, и разделим их по типа транспортных средств.
К слову, законодательство обязывает делать диагностическую карту всегда до покупки полиса ОСАГО (части 3 и 4 статьи 15).
Приступим!
Легковые авто
Когда проходить техосмотр для легковых автомобилей (вне зависимости, принадлежат они юрлицам или гражданам), которые не используются в качестве такси:
- первые 4 года, включая год выпуска осмотр не нужен,
- в возрасте от 4 до 10 лет – раз в 2 года,
- старше 10 лет – надо проходить каждый год.
Если легковая машина работает в такси:
- для нового автомобиля и до достижения возраста 5 лет нужно проходить один раз в год,
- для такси старше 5 лет нужно проходить каждые полгода.
Если автомобиль оборудован звуковыми или световыми спецсигналами, то, также как и для такси нужно проходить ТО каждый год, если авто не старше 5 лет, и каждые 6 месяцев, если старше.
Такое же правило действует для учебных машин в автошколах – раз в год до 5 лет, и раз в полгода старше 5-летнего возраста.
Мотоциклы
Сюда относятся любые мототранспортные средства (мопеды, скутеры, разного рода трициклы и квадрициклы), которые подпадают под действие закона о техосмотре – то есть имеют объём двигателя от 50 см3 и скорость более 50 км/ч.
И здесь всё аналогично легковым автомобилям:
- для мототранспорта не старше 4 лет, включая год выпуска, не нужно проходить техосмотр вовсе,
- старше 4, но не более 10 лет – раз в 2 года,
- старше 10 лет – раз в год.
Грузовые машины
Если максимальная разрешённая масса грузовика менее 3,5 тонн – сюда подпадает также и Газель, то здесь действуют та же периодичность, что для легковушек и мотоциклов:
- в возрасте до 4 лет, включая дату выпуска, не нужно проходить ТО,
- первый техосмотр такие грузовики проходят, когда им исполняется 4 года и до 10 лет – и так каждые 24 месяца,
- старше 10 лет – частота возрастает до раза в год.
Полноценным же грузовикам с массой более 3 500 килограмм техосмотр нужно делать чаще:
- в возрасте до 5 лет – раз в год,
- возрастом старше 5 лет – раз в полгода.
Кроме того, такая же частота установлена для любых грузовых автомобилей, если они оборудованы для перевозки людей с числом мест более 8, и для автобусов.
А для грузовиков, предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов в любом возрасте техосмотр нужно проходить раз в 6 месяцев – даже если машина новая.
Прицепы
В случае с таким видом транспорта всё работает с небольшим различием. Если речь идёт о легковом прицепе физлица, то на него вообще не нужен осмотр никогда.
Когда проходить техосмотр для других:
- в первые 4 года не нужно,
- 4-10 лет – каждые 2 года,
- старше 10 лет – каждый год.
Такая частота, соответственно, относится к прицепам, принадлежащим юридическим лицам, либо масса которых более 3,5 тонн.
Давайте теперь приведём в табличном виде зависимость типа транспортного средства и его возраста от того, когда ему нужен техосмотр.
Что будет, если нет техосмотра при ДТП
Если есть страховка, но действие карты техосмотра окончилось, то страховая фирма, согласно принятому ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности», способна выдвинуть к владельцу такого ТС регрессный иск. Произойти такая ситуация может в том случае, когда этот водитель был виновен в произошедшем ДТП и получил за него денежную компенсацию. Но нужно понимать, что описанное правило действительно только для тех собственников машин, для которых в законе прописана обязанность перепроходить диагностику каждые полгода.
Таким же правом обладает страхователь и по отношению к тому пункту техосмотра, которым была выдана диагностическая карта. Подобное возможно в ситуации, когда главной причиной ДТП стала техническая неисправность, тогда как в документе присутствовала пометка о том, что никаких неполадок нет либо они были выявлены, но в карте никаких отметок сделано не было.
Страховка без техосмотра для водителя – это еще и риск того, что компания после дорожного происшествия может отказать в оплате компенсации. Более того, подобный исход в последнее время все чаще вероятен в такой ситуации, поскольку эта возможность тоже прописана в законе. В большинстве городов, если собственник не предоставляет карту диагностики либо срок ее действия вскоре подойдет к концу, ему откажут в оформлении ОСАГО. Это требование уберегает водителей не только от отказа в выплате по страховке или другим подобным проблемам, но и снижает вероятность того, что ДТП произойдет в результате неисправности авто.
Регрессные требования от страховой компании
Страховые компании ввели для клиентов новое наказание – регрессное требование. Если владелец автомобиля, у которого истек срок действия диагностической карты, по своей вине попадет в ДТП, то выплаченный потерпевшему ущерб страховщик взыщет с него в полном объеме.
Клиентам страховых компаний нужно учесть следующее:
- Не пройден техосмотр – за ДТП платит владелец автомобиля.
- Пройден технический осмотр, авария стала по причине неисправности, которая могла быть обнаружена во время технического осмотра – платит оператор.
- Пройден ТО, но причиной аварии является неисправность, которая в ходе техосмотра не проверяется – платит страховая компания.
Контроль сроков (можно ли изменить)
Кто должен контролировать сроки прохождения техосмотра для новых автомобилей и подержанных? Ответ на данный вопрос простой – сам автолюбитель. Именно владелец автомобиля сам обязан:
- согласно закону предъявлять машину на станцию технического осмотра;
- следить за сроками;
- устранять все неполадки в фиксированные сроки;
- проверять достоверность полученной карты.
Сделать проверку каждый участник движения может совершенно бесплатно по единому сервису ЕАИСТО. Для проверки достаточно указать идентификационный номер машины.
Что касается специальной техники или транспорта, то в данном случае контроль осуществляется со стороны Гостехнадзора. За несвоевременное прохождение может быть предусмотрено административное наказание в виде штрафа. В редких случаях, при значительных нарушениях, может быть лишение прав.
Поэтому сроки каждый водитель должен контролировать самостоятельно, чтобы избежать штрафных санкций. Поскольку для страхования автомобиля в 2021 году необходим бланк, то многие водители сначала проходят осмотр, а после получают бланк обязательной защиты.
Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?
Получается, что если у вас на руках есть диагностическая карта (ДК), полученная до реформы 1 марта 2021 года, то она не аннулируется, а продолжает действовать. Следующий техосмотр нужно проходить после окончания срока действия текущей диагностической карты. Частота ТО всегда зависит от возраста «железного коня».
Если техосмотр был куплен?
Статистика говорит о том, что всего 20% водителей реально проходят осмотр с заездом на станцию технических проверок. Остальные 80% автовладельцев предпочитают не тратить на это время. Им проще «по старинке» заплатить страховому агенту и приобрести диагностическую карту в комплекте с ОСАГО. Ехать никуда не нужно, даже автомобиль можно не показывать – готовь денежку, и техосмотр «пройден».
Новый закон осложнит жизнь тем, кто покупает диагностические карты без фактического заезда на станции техосмотра. Допустим, вы воспользовались лазейкой и успели купить карту до 1 марта 2021 года. Теоретически, при проверке, ГИБДД её может у вас аннулировать. Но в то же время, закон не имеет обратной силы. Ситуация спорная. Наверняка придётся идти в суд и отстаивать свою позицию, ссылаясь на ч. 3 ст. 5 ФЗ № 122. А с весны ГИБДД начнёт тщательно контролировать все новые документы в системе ЕАИСТО.
Я вносил изменения в конструкцию авто
С первого месяца весны 2021 года всё становится жёстче.
Если конструкция вашего автомобиля не соответствует требованиям безопасности, то по новым правилам вам откажут в прохождении техосмотра, о чём эксперт-техник сделает соответствующую запись в системе ЕАИСТО. Но нарушения можно будет устранить в течение 20 дней, а потом заново показаться тому же эксперту.
Что это за нарушения в конструкции автомобиля? Например, установка «кенгурятника», газо-балонного оборудования (ГБО), незаконная тонировка стёкол, незарегистрированный ксенон и др.
При нарушениях со стороны оператора станции ТО
С марта 2021 года несоблюдение регламента техосмотра автомобилей также приведёт к проблемам с действительностью выданной диагностической карты
И пусть это нарушение со стороны техника (например, он забыл проверить систему или узел автомобиля) – неважно. Выданную вам по итогам ТО карту аннулируют
Специалиста, скорее всего, оштрафуют.
Правда, встаёт вопрос – а как об этом нарушении станет известно ГИБДД? По новым правилам техники должны сделать две фотографии автомобиля: до и после обследования, а после загрузить их в ЕАИСТО. Видеосъемка процедуры осмотра транспорта не предусмотрена. Тем не менее, нарушения со стороны оператора – это одна из причин, по которым техосмотр могут аннулировать. И придётся проходить его заново, и оплачивать по новой.
Если полис ОСАГО еще действует, но срок карты истёк?
Водитель должен заново пройти техническую проверку автомобиля.
Почему так? Диагностическая карта нужна для покупки полиса ОСАГО. Но срок действия техосмотра может не совпадать со сроком действия страховки. Получается, что ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты подошёл к концу. И если в такой ситуации вы вдруг окажетесь виновным в ДТП, а причиной будет заявлена неисправность автомобиля – ждите регресса от страховой компании. Вначале она выплатит компенсацию ущерба потерпевшим в ДТП, а затем предъявит вам иск о взыскании этой суммы.
Что проверяют?
В первую очередь специалисты СТО проверяют в транспортном средстве его самые важные узлы и агрегаты автомобиля: двигатель, выхлопную и тормозную системы, рулевое управление, внешние световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватель лобового стекла, состояние колес и прочего оборудования. Методы проверки регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Кроме того, в автомобиле в обязательном порядке должны присутствовать знак аварийной остановки, аптечка и огнетушитель.
техосмотр
Необходимый набор спецсредств для прохождения технического осмотра автомобиля
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов
Что такое диагностическая карта
Диагностическая карта – документ установленной формы, в котором оператор ТО отмечает, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности.
То, как правильно заполнять диагностическую карту, установлено в Приказе Министерства транспорта РФ № 274 от 21.08.2013 г. Возможно ее заполнение как ручкой, так и на печатающем устройстве. Карта оформляется в бумажном виде двух экземплярах: один выдается на руки владельцу авто, другой остается на хранении у оператора ТО в течение 3 лет. Кроме того, обязательно оставляется электронный вариант диагностической карты, который хранится у оператора в течение 5 лет.
Электронную диагностическую карту оператор ТО направляет в Единую автоматизированную систему (ЕАИСТО). Именно из этой системы сотрудники страховой компании берут сведения по оформлении полиса ОСАГО.
Важно! Без предоставления диагностической карты можно получить полис ОСАГО только на 20 дней (не более) для того, чтобы иметь время зарегистрировать автомобиль (например, при покупке) или пройти техосмотр, в том числе повторный. Кроме того, диагностическая карта не требуется для получения полиса ОСАГО на те ТС, которые проходят ТО каждые полгода.. Не стоит забывать, что своевременное проведение технической диагностики автомобиля – обязанность каждого владельца ТС
Ведь от состояния машины зависит безопасность водителя, пассажиров и иных участников дорожного движения
Не стоит забывать, что своевременное проведение технической диагностики автомобиля – обязанность каждого владельца ТС. Ведь от состояния машины зависит безопасность водителя, пассажиров и иных участников дорожного движения.
Стоимость прохождения техосмотра в России
Мы уже выяснили, что периодичность проведения техосмотра определяется годом выпуска автомобиля, а вот стоимость диагностической карты не зависит от возраста машины. И если консультанты лицензированного центра убеждают вас в обратном, то смело обращайтесь в Роспотребнадзор и другие организации, защищающие права потребителей.
Другое дело, что подготовка старого авто к проверке может влететь в копеечку, но стоимость самого техосмотра от возраста машины не зависит. Зато на цену влияют регион регистрации и марка автомобиля, но тоже, как правило, незначительно. Ведь предельная стоимость техосмотра определяется не аппетитами операторов, а устанавливается законом.
В среднем техосмотр легкового авто обойдется в сумму 600-800 рублей.
Стоимость повторного технического осмотра
Не всегда удается пройти техосмотр с первого раза и после устранения неисправностей некоторым водителям предстоит повторная проверка состояния авто. Как было описано выше, на подготовку к вторичному техническому осмотру отводится 20 дней. В течение этого срока повторная диагностика проводится и оплачивается не полностью, а только в части забракованных ранее технических параметров. Обычно это составляет не более половины от стоимости первоначального техосмотра.
В случае обращения в другой диагностический центр или превышения установленного срока будьте готовы пройти технический контроль с нуля и оплатить его в полном объеме.
Удалось ли с введением новых правил навести порядок и избавиться от липовых техосмотров каждый решит для себя сам. Одно можно сказать с уверенностью, что произвол гаишников в данной сфере остался в прошлом. В целом же новые правила прохождения технического осмотра облегчили жизнь автовладельцев, ну а как это отразится на безопасности дорожного движения покажет время.
Трудности в связи с принятием поправок в техосмотр
Уже сейчас операторы и страховщики высказывают недовольство новой реформой в сфере техосмотра. В Минэкономразвитии всё понимают, поэтому в дальнейшем не исключены послабления и отсрочки в порядке технической проверки автомобилей.
Какие есть проблемы:
Нехватка пунктов техосмотра
Очереди
Ажиотаж с 1 марта неминуем, и не факт, что имеющиеся пункты ТО справятся со всеми желающими пройти техосмотр. Ведь, как мы выяснили выше, реформа предписывает установить пропускную способность в сутки и не превышать её более, чем на 5%. Значит очередей не избежать.
Закупка дорогостоящего оборудования
Возрастает финансирование на покупку или коррекцию производственно-технической базы. Сервисам ТО нужно закупить дополнительные дымомеры, люфтомеры, приборы для проверки светопропускания стекол и прочее оборудование. Нужны также техники-эксперты, которые бы занимались только техосмотром приезжающих авто – с кадрами тоже есть проблемы.
Перебои в работе автобусов
По новым правилам, автобусы должны проверять на исправность каждые 6 месяцев. И если владельцы муниципального автопарка не успеют подать заявку или на ТО будут очереди, автобусы не смогут выйти на линию. Из-за этого собьётся график перевозок, а пассажирам придётся стоять на остановках и долго ждать автобусы.
Закрытие сервисных центров
Несоблюдение требований в проведении техосмотра может привести к тому, что с 1 марта станции ТО начнут постепенно лишать аккредитации. Если в городе закроют несколько таких пунктов, то техпроверку будет пройти крайне сложно. Автолюбителям придётся ездить за 100-200 км в другие города, чтобы оформить диагностическую карту по всем правилам. Но и там будут очереди. Не исключено, что многие и вовсе откажутся от прохождения техосмотров и покупки ОСАГО.
Операторы станций техосмотра пребывают в неведении: либо закупаться оборудованием, либо ждать смягчения реформы, либо вовсе уходить с рынка. Так, приведение сервиса в соответствие требованиям – отнюдь не быстрая процедура. Например, если расширять въезд для грузового транспорта, то нужно разбирать стену. На сбор документов и всевозможные согласования уйдет порядка 3-4 месяцев. Времени катастрофически не хватает.
Новые правила
В целом алгоритм плановой диагностики автомобилей в 2021 году изменился не сильно: гражданам так же необходимо записываться на СТО и в порядке очереди получать свой сертификат на исправность транспортного средства. Но вот сами правила осуществления процедуры несколько ужесточились, в связи с частыми случаями покупки документа.
Усовершенствование процедуры видеофиксации
В соответствии с нововведениями в регламент ГИБДД, каждое ТО обязано официально подтверждаться не только выданной справкой, но и видеозаписью, на которой четко видно, что движимое имущество действительно проходило осмотр. При этом цифровое доказательство также должно отвечать особым требованиям, установленным законом. А именно:
- На записи четко просматривается номерной знак ТС и дата проведения процедуры (указывается в бланке);
- Смотровая площадка имеет аккредитацию;
- Готовый файл сохраняется на цифровой носитель, с возможностью дальнейшего чтения.
Ужесточение контроля
До характерных изменений в законодательстве РФ, контроль плановой диагностики осуществляло единое сообщество автостраховщиков. Именно они следили за правильной комплектацией транспортных средств и сходством их номеров кузова и мотора с данными из ПТС.
Но из-за частых случаев нелегального приобретения страховки (за дополнительную оплату), ответственность за упомянутый процесс государство переложило на плечи Ространснадзора. В результате все смотровые площадки на территории Российской Федерации стали подвергаться постоянным проверкам, что существенно уменьшило вероятность фальсификации технической карты.
Индивидуальный техосмотр
Кроме ужесточения контроля ТО, Госавтоинспекция разработала еще и новую программу по плановой диагностике транспортных средств. Поэтому пройти техосмотр автомобиля в 2021 году как и раньше, у водителей точно не получится. Ведь теперь в заключении по проверке авто будет входить не только информация об общем состоянии ТС, но и следующие индивидуальные данные:
- Характеристика движимой собственности (тип кузова, объем двигателя, масса и т. д.);
- Особенности ее обслуживания (количество посещений СТО);
- Статистика по ДТП (включая происшествия, покрытые с помощью ОСАГО);
- Фактический пробег машины;
- Отзывы компаний по каршерингу в отношении водителя (если таковые имеются).
Исходя из перечисленных показателей по транспортному средству, складывается общая оценка, которая может выступать в двух вариантах:
- Хорошая (ТО проводится раз в 2 года, а установленная стоимость осмотра сокращается на 50%);
- Плохая (техосмотр осуществляется минимум 1 раз в 6-12 месяцев, но не исключены и досрочные проверки состояния авто. Цена за диагностику оплачивается в полном объеме).
Причем такая система действует не только для автомобилей и скутеров, но и для любых других самоходных машин, включая трактора, квадроциклы и даже снегоходы.
Другие
Несмотря на серьезное ужесточение правил по прохождению планового техосмотра, некоторые положительные нововведения для водителей все же можно отметить. И заключаются они в том, что теперь, при несоответствии ТС, автовладелец все равно будет претендовать на оформление диагностической карты, но с указанными в ней нарушениями. Однако подобные пометки в документе не помешают ему пройти регистрацию движимого имущества в базе МРЭО, и получить полис обязательного страхования, как это происходило ранее, при обнаружении неисправности некоторых узлов и агрегатов авто.
Как теперь проводят осмотр
До нововведения 2012 года проведением техосмотра занималась исключительно Госавтоинспекция. На данный момент водитель может выбрать любой ближайший аккредитованный центр, предоставляющий подобные услуги. Обязательно проверяются следующие параметры:
- светотехническое оснащение;
- замер техжидкостей;
- оценка состояния подвески и рулевой колонки на наличие люфтов;
- проверка дверных замков;
- замеряется токсичность выделяемых газов из выхлопной трубы;
- проверяется состояние тормозной системы.
Дополнительно проводится инструментальная диагностика. Еще сотрудник проверит наличие огнетушителя и аптечки.
Для чего необходимо проходить ТО машины?
Техническое обслуживание является процедурой плановой замены расходных деталей ТС. Процедура может проводиться дилерами, иными сервисами, владельцами ТС.
Если собственник нового авто не будет проходить ТО, то ему откажут в ремонте.
При ТО заменяются расходные материалы и детали, например:
- Свечи зажигания;
- Масло в двигателе;
- Иные фильтры.
Так же проверяются диагностические ошибки с помощью специального программного обеспечения.ТО является процедурой проверки технического состояния авто, которые находятся под контролем государства. Государственные органы отвечают за безопасность на трассе. Вследствие этого устанавливаются более жесткие правила.
Технический осмотр может проводиться только аккредитованными операторами. Стоимость ТО за услугу начинается от 500 рублей. Цена зависит от ТС и региона местонахождения.
Техосмотр является обязательной процедурой и если гражданин не прошел ТО, он не может приобрести ОСАГО. Если собственник управляет автомобилем без страховки, то за него налагается штраф в размере от 500 до 800 рублей. Без диагностической карты невозможно получить ОСАГО.
Водители, которые ездят на ТС по категории В от административной ответственности за не прохождение ТО освобождаются.
Ежегодно нужно проходить ТО, если машине больше семи лет. Какие транспортные средства входят в этот список?
- Автомобили;
- Грузовики с разрешенной массой до 3,5 тонн;
- Прицепы;
- Полуприцеы;
- Мототехника в зависимости от срока использования.
Каждые полгода нужно проходить технический осмотр:
- Легковым такси;
- Автомобилям, которые предназначены для перевозки 8-ми пассажиров;
- ТС, предназначенного для перевозки опасных грузов.
Перед прохождением техосмотра нужно:
- В первую очередь узнать, сколько стоит осмотр. Цена не должна превышать установленных норм.
- Проверить компоненты.
- Помыть машину, так как зачастую компании отказывают принимать ТС из-за того чтобы невозможно прочитать номера и определить реальный цвет. В некоторых организациях мойка уже установлена.
- Требуется собрать документы.
Для чего нужен техосмотр
Почти все автовладельцы сталкиваются с прохождением техосмотра. По вновь введенным нормам новые легковые автомобили, приобретенные в автосалонах, не подлежат проведению техосмотра в течение первых трех лет эксплуатации. Срок считается с момента выпуска автомобиля. По истечении трех лет автомобиль подлежит проведению техосмотра каждые два года. Автомобили старше семи лет проходят техосмотр каждый год.
Для чего же вообще нужен техосмотр? Самое главное — это повышение безопасности движения. Не все автовладельцы могут самостоятельно выявить и устранить какую-нибудь неисправность. В некоторых случаях, автовладелец даже не догадывается о том, что его автомобиль неисправен. Неисправность любого авто в какой-то мере влияет на безопасность как самого автовладельца, так и на других участников движения.
Если во время движения на автомобиле, например, лопнет тормозной шланг, вытечет тормозная жидкость и в итоге водитель не сможет вовремя остановиться. Может произойти ДТП и пострадают другие участники движения.
Без диагностической карты прохождения техосмотра, которую выдают после прохождения техосмотра, невозможно оформить полис ОСАГО. Как известно, без полиса ОСАГО эксплуатация автомобиля запрещена ПДД.