Радиатор: устройство и принцип работы

Содержание:

Виды радиаторов

Существует несколько видов теплообменников. Каждый из них предназначен для своей цели, но работают они по одному принципу – внутри них циркулирует жидкость для обеспечения обмена тепла. Вот в каких системах автомобиля используются теплообменники:

  • охлаждающая;
  • отопительная;
  • климатическая.

Чаще всего в автомобильной промышленности используются две категории радиаторов.

  1. Трубчато-пластинчатые. Это самая распространенная модификация, которую устанавливали на старые автомобили. Теплообменник в них состоит из горизонтально расположенных трубок (круглого сечения), на которые нанизаны тонкие пластины. Чаще всего их изготавливают из алюминиевого сплава. Эти модификации устанавливались на старых автомобилях. Основной недостаток – слабая теплоотдача из-за небольшой площади соприкосновения с потоком воздуха.
  2. Трубчато-ленточные. В них используются длинные трубки (овального сечения), сложенные в форме змеевика. Материал, который используется для их изготовления – либо сплав меди и латуни, либо алюминий. Такие модификации устанавливают во многие современные автомобили. Медные модели обладают отличной тепловой проводимостью, но стоят очень дорого. Поэтому чаще охлаждающая система комплектуется алюминиевыми аналогами.

Среди первой категории существуют еще два вида радиаторов. Это одноходовые и многоходовые модели. Они отличаются друг от друга принципом циркуляции.

  • Одноходовые. Охлаждающая жидкость поступает в полость теплообменника с одной стороны и равномерно распределяется по всем трубкам. В них есть существенный недостаток: антифриз в полости распределяется неравномерно, из-за чего теряется эффективность обмена тепла.
  • Многоходовые. Охлаждающие элементы в них разделены на несколько секций. Эта конструкция увеличивает общую длину магистрали, что улучшает процесс теплообмена.

7 Полезные советы

Современные модели радиаторов представляют собой высокоэффективные разработки, которые демонстрируют лучшие показатели КПД и при этом работают в любых условиях. Широкие возможности выбора позволяют найти идеальное решение и для больших территорий, и для маленьких. Среди ключевых разновидностей конструкций следует выделить:

  1. 1. Секционные радиаторы.
  2. 2. Батареи трубчатого типа.
  3. 3. Панельные устройства.
  4. 4. Пластинчатые модели.

Показатели теплоотдачи напрямую зависят от величины радиатора, ведь чем она больше, тем эффективнее будет работать установка, соответственно ей требуется больше давления. Также размер и вес такой конструкции будут внушительными.

По конструкционным особенностям у секционных батарей нет каких-либо замысловатых узлов. Для их соединения используется ниппельная система. С помощью этих соединительных узлов формируются горизонтальные каналы, по которым циркулирует жидкость. По мере прохождения по трубам теплоноситель отдает часть теплового потенциала окружающему пространству, вызывая прогрев воздуха. Нижние каналы оснащены специальными конвертами, где собирается весь мусор и тяжелые металлические частицы. Из-за специфической конструкции вероятность засорения секционных радиаторов практически исключается.

Производители

Среди множества брендов хорошо себя зарекомендовали следующие торговые марки:

Лидея (Россия). Данный производитель получил много положительных отзывов, так как вся его продукция отличается высоким качеством отделки. Панели радиаторов покрываются уникальным двухслойным лаком, и приборы могут работать в однотрубной и двухтрубной системе отопления.

  • Biasi S. p. A. (Италия). Радиаторы этой компании создаются по последним технологиям, поэтому их теплоотдача высокая, и нагрев помещений осуществляется мгновенно. Устройства могут также работать и при низких температурах, предел их рабочего давления составляет 9 бар.
  • Korado (Чехия). Батареи имеют как одну, так и две или три панели. Главной особенностью изделий является их широкая цветовая гамма, малый объем теплоносителя, удобные кронштейны. Предел давления достигает 8,7 бар, а вода нагревается до +110 С.

Что лучше заливать зимой: тосол или антифриз?

Эксперты не устают говорить о том, что практически половина всех поломок двигателя автомобиля связаны с неполадками в системе охлаждения. Использование хороших технических жидкостей, своевременное обслуживание и слежение за герметичностью и качеством работы охлаждения сделает работу двигателя гораздо удобнее.

В России у водителей есть определенный выбор среди технических жидкостей: тосол или антифриз. Кстати, кроме стран СНГ такого разделения больше нигде не существует. Тем не менее, стоит определить разницу между этими двумя жидкостями и понять, что же лучше заливать в свое авто зимой, чтобы избежать непредвиденных поломок.

ЧТО ЛУЧШЕ: РЕМОНТИРОВАТЬ ИЛИ МЕНЯТЬ

Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.

Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.

Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.

В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.

Устройство современного радиатора

Радиатор охлаждения ДВС, как правило, имеет два бачка (нижний и верхний), сердцевину, в которой охлаждается жидкость (антифриз или тосол), и несколько дополнительных деталей для крепления. Жидкость от охлаждающей рубашки двигателя поступает в радиатор, где ее температура понижается до требуемого значения, затем антифриз снова передается двигателю. Для изготовления сердцевины и бачков используются легкие металлы: или алюминий, или латунь. Благодаря их высокой теплопроводности они обеспечивают эффективное и быстрое охлаждение антифриза.

Сердцевина радиатора состоит из горизонтально расположенных металлических пластин, соединенных с полыми трубками, идущими вертикально вниз от верхнего бачка к нижнему бачку. Таким образом, при движении через сердцевину жидкость разбивается на несколько потоков, и происходит увеличение площади ее соприкосновения с воздухом атмосферы, ведущее к повышению интенсивности охлаждения.

Патрубки радиатора позволяют соединять бачки с рубашкой охлаждения двигателя. Нижний бачок имеет, как правило, сливной краник, через который можно слить жидкость. Подобным краником снабжена и рубашка двигателя. Антифриз заливается внутрь системы охлаждения через горловину верхнего бачка.

https://youtube.com/watch?v=fJ9OtFZQCxE

Функционирование систем охлаждения современных автомобилей происходит с учетом значения температуры:

  • двигателя;
  • охлаждающей жидкости;
  • окружающей среды;
  • масла и т. д.

Действие системы охлаждения можно объяснить следующим образом. Нагретая двигателем жидкость направляется насосом через патрубки в радиатор, в котором обеспечивается понижение ее температуры. После чего охлажденная жидкость (антифриз) снова подается в рубашку двигателя, и далее цикл повторяется.

Сердцевины радиаторов автомашин могут быть:

В первом случае охлаждающие трубки могут иметь расположение:

Ребра у радиаторов, относящихся к типу трубчато-пластинчатых, бывают либо плоскими, либо волнистыми, и могут иметь разный размер. Кроме того, для усиления теплопередачи на них иногда делают специальные турбулизаторы (просечки, отогнутые и образующие узкие проходы для воздуха).

У радиаторов, называемых, трубчато-ленточными, охлаждающие трубки всегда расположены в ряд, а для изготовления ленты их решеток используется медный лист толщиною от 0,05 миллиметра до 0,1 миллиметра. Чтобы усилить теплоотдачу с помощью завихрений, на ленте выполняют фигурные отверстия методом штамповки или создают отогнутые просечки.

Сегодня наибольшее распространение получили радиаторы охлаждения автомобиля, изготовленные на основе алюминиевых сплавов. Такие устройства дешевле и легче латунных аналогов, но уступают последним по надежности и сроку службы. Еще одним достоинством радиаторов из латуни является то, что они проще ремонтируются: их можно паять. В то время как радиатор системы охлаждения, известный как алюминиевый, более сложен в ремонте, так как его детали и конструктивные элементы соединяют между собой с использованием завальцовки и герметизирующих материалов.

Устройство и принцип работы автомобильного термостата

Поскольку конфигураций двигателей и, соответственно, систем охлаждения достаточно много, то и место установки термостата может быть разным. Как правило, он монтируется во входном трубопроводе насоса системы охлаждения или на выходной магистрали головки блока цилиндров. В системе охлаждения двигателя предусмотрено два круга, по которым циркулирует рабочая жидкость, снижая его температуру. Малый круг включает в себя головку блока цилиндров, сами цилиндры и радиатор печки, а большой – всю систему с радиатором. Главной задачей термостата является блокирование процесса охлаждения двигателя (циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу), если температура последнего ниже рабочего уровня.

Устройство термостата

Конструкция типового автомобильного термостата состоит из следующих элементов:

  • Корпус. Он имеет три патрубка для подключения в систему охлаждения: входной (впуск рабочей жидкости от радиатора), входной от двигателя (из головки блока цилиндров или печки) и выходной (подачи на насос).
  • Цилиндр, внутри которого находится термочувствительный элемент.
  • Термочувствительный элемент. Он может быть жидким (смесь воды и спирта) или твердым (из технического воска, в состав которого входят порошковая медь, алюминий и графит).
  • Шток (поршень) – располагается внутри цилиндра.
  • Клапан малого круга – перепускной клапан, поддерживающий заданный уровень давления в системе.
  • Клапан большого круга (основной). Он представляет собой металлическую тарелку, которая открывает и закрывает путь по большому контуру.
  • Пружины, запирающие клапаны большого и малого кругов.

В момент пуска двигателя термостат находится в закрытом положении. Проходя по малому кругу, охлаждающая жидкость выходит из блока цилиндров и вновь возвращается в него. Отсутствие охлаждения во всей системе позволяет двигателю быстрее прогреваться до рабочей температуры. Когда температура блока цилиндров повышается и нагревает охлаждающую жидкость до уровня 80-90°С, термочувствительный элемент реагирует (воск расплавляется и увеличивается в объеме, оказывая воздействие на шток) и сдвигает тарелку, открывая доступ к большому кругу.

Открытие клапана происходит постепенно, что позволяет с ростом температуры увеличивать количество охлаждающей жидкости, поступающей на радиатор. Максимальное открытие клапана достигается при температуре 95-105°С. Если происходит излишнее охлаждение двигателя, термочувствительный элемент начинает реагировать в обратную сторону, закрывая клапан и снижая количество рабочей жидкости, попадающей в большой контур.

Давление

Наиболее важный критерий

При этом давление, на которое должен быть рассчитан радиатор, характеризуется не одним, а несколькими показателями, каждый из которых надо принимать во внимание. В многоэтажных домах таких показателей три: рабочее давление (10 бар, приблизительно 10 атм); опрессовочное (или испытательное, 15 бар, 15 атм); давление разрыва (разрушения, 30Таким образом, соотношение между ними выглядит так: 1:1,5:3. Прежде чем вникать в принцип работы радиатора и устройство радиатора, выясните величину рабочего давления в вашей системе отопления, опрессовочного (оно в полтора раза выше рабочего) и давления разрыва (оно в три раза выше рабочего). Системы отопления в городских квартирах, в основном, рассчитаны на 10 бар рабочего давления. В таком случае опрессовочное давление должно составлять 15 бар, а давление разрыва (разрушения) – 30 бар

Обратить внимание на величину двух последних видов давления особенно важно, учитывая, что опрессовочное давление в системе службы эксплуатации создают после, например, ремонта для того, чтобы обнаружить теоретические дефекты, а радиатор это должен без проблем выдержать. Знать показатели давления разрушения нужно потому, что в системе отопления могут происходить гидравлические удары, после которых возникает кратковременная импульсная нагрузка – она может разорвать радиатор в буквальном смысле этого слова

Тепловая мощность

Нормативный подход. Рассчитывать необходимую тепловую мощность радиаторов по формулам должны только специалисты. Приблизительно этот показатель рассчитывается как 1 кВт мощности на 10 кв.м площади, с условием, что в комнате одно окно, одна дверь, трехметровые потолки, а температура теплоносителя – 70С. Если температура теплоносителя выше/ниже 70С, нужно увеличить/уменьшить мощность радиатора на 15-18% на каждые 10С снижения/повышения температуры. В угловой комнате с двумя окнами лучше установить под каждое окно две секции. Их суммарная тепловая мощность должна превышать нормативную в 1,7 раза. Для квартиры в современной многоэтажке, большинство из которых заметно теплее старых домов, подойдет радиатор меньшей тепловой мощности: 600-800 Вт на 10 кв.м. Не забывайте, что правильность этой величины не подтверждена современными нормами, поэтому при выборе радиатора можно ошибиться. Если вмонтированный в систему отопления прибор не подходит из-за низкой тепловой мощности, вернуть его вряд ли получится. Чтобы не промахнуться при расчетах, оперируйте или нормативными величинами, или уменьшенными не больше чем на 10-15%. В случае, если тепловая мощность радиатора будет выше необходимой, от нее поможет избавиться терморегулятор на входе устройства.

5 Правила выбора

Независимо от материала изготовления, принцип и устройство батареи выглядят практически одинаково. Единственные отличия касаются сфер применения, поэтому, чтобы выбор конструкции оправдал себя и был успешным, необходимо учесть такие факторы:

  1. 1. Какой объем жидкости будет передаваться по трубам. Если он слишком большой, а циркуляция осуществляется естественным образом, желательно отдать предпочтение чугунным разработкам.
  2. 2. Какой способ циркуляции и какая схема используется. Если речь идет о принудительном передвижении теплоносителя и замкнутом подключении с невысоким давлением, лучше использовать доступные изделия из алюминия.
  3. 3. Стальные трубы актуальны для схем с двухконтурным котлом или с высоким рабочим давлением.
  4. 4. Модели вакуумного типа являются лучшим решением для быстрого нагрева поверхности радиаторов и достижения лучшей экономичности.

Также при выборе будущей обогревательной системы необходимо обращать внимание на все мелочи, даже самые незначительные. Очень хорошо, если в агрегате имеется терморегулятор, который будет реагировать на изменение температурного режима и запускать работу котла после снижения температуры

Способы ремонта радиатора охлаждения

В зависимости от сложности ситуации возникновения неисправности, определяют меры для ее устранения. Они могут носить временный или поверхностный характер, но впоследствии обязательно проведение капитального ремонта.

Жидкость для ремонта радиатора

При обнаружении небольшой течи можно воспользоваться специальными химическими составами. Они имеют различные названия – герметик, восстанавливающая жидкость, восстановительный порошок. Их помещают в радиатор машины, и с течением небольшого времени, корпус станет вновь герметичным.

Обращают внимание на качественный состав, информацию о том, сколько заливать и как хорошо зарекомендовал себя производитель. Такая мера не может считаться основным ремонтом – через время течь может возобновиться, и придется задуматься о серьезном вмешательстве

Такая мера не может считаться основным ремонтом – через время течь может возобновиться, и придется задуматься о серьезном вмешательстве.

Холодная сварка

С появлением пластичного материала, как «холодная сварка», упростилась задача «бытового» ремонта – при обнаружении нарушений на стыках трубок или бачках, она использовалась повсеместно. Условием эффективности «сварки» тщательная чистка места применения с последующим обезжириванием. Недостаток представлен временем использования и невозможности применения в замкнутых системах с большим давлением.

Эпоксидный клей

Не меньшее распространение для ремонта сот в гаражных условиях получила эпоксидная смола. Устранять можно как небольшие, так и значительные площади, но эффективность отвода тепла снизиться.

Своей рукой нужно почистить место медной окиси, обезжирить, залить клей, предварительно смешав смолу и затвердитель в пропорциях, рекомендованных производителем. Выравнивают плоскость шпателем.

Пайка радиатора охлаждения

Пайка – надежный ремонт, который обеспечит эксплуатацию отреставрированного узла. Пайку невозможно провести без базовых знаний, а также инструмента и принадлежностей, в их числе:

  • паяльник;
  • газовая горелка или паяльная лампа;
  • кислота;
  • припой;
  • мелкозернистая наждачная бумага.

Если повреждения получили бачки, щели пропаивают, трубки – при наличии запасных, меняют на исправные.

3 Denso

Как и весь огромный ассортимент автомобильных комплектующих от японского производителя Denso, системы охлаждения двигателя заслуживают массу положительных отзывов и отличаются высоким качеством. Они отвечают самым строгим международным требованиям и способны эффективно функционировать даже в условиях критических температур.

Отличительной особенностью алюминиевых радиаторов Denso является уменьшенный по сравнению с аналогами вес и размер изделия. При этом благодаря новейшим разработкам и усовершенствованному составу металла удалось добиться максимальной теплоотдачи с минимальной площади поверхности.

Приобретение тосола: на что обратить внимание?

Одной из основных проблем охлаждающих жидкостей является огромное количество подделок. Это и стало причиной того, что автолюбители сильно сомневаются при выборе. Нужно признать, что качественный тосол в зимнее время также эффективен и лишь в некоторых параметрах уступает антифризу. Но тосол еще и на порядок дешевле, что дает ему определенное преимущество.

При выборе тосола на зиму обратите особое внимание на следующие его свойства:

  • вязкость жидкости должна быть лишь немного больше, чем у воды;
  • маслянистая структура – обязательное условие качественной жидкости;
  • лучше отдать предпочтение большим канистрам тосола – разные жидкости заливать не рекомендуется;
  • цвет не имеет значения – он достигается путем добавления определенных красителей.

Очень важно следить за нормальным уровнем охлаждающей жидкости. В зимнее или летнее время расширительный бачок автомобиля должен быть всегда заполнен в нужных пропорциях

Поддерживайте уровень охлаждающей жидкости посередине между показателями минимального и максимального количества.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ

В процессе работы автомобиля все его механические узлы нагреваются. В отдельных отсеках этот показатель достигает не одной сотни градусов. И основной узел, который из-за повышенной температуры быстро выйдет из строя – мотор.

Чтобы движущиеся детали двигателя не испортились, их необходимо охладить. Для этого инженерами каждого автопроизводителя разрабатывается и устанавливается система охлаждения.

Радиатор охлаждения – металлический теплообменник, внутри заполненный антифризом (или тосолом). К нему подсоединены резиновые патрубки, которые крепятся на соответствующие горловины мотора.

Охлаждение мотора работает по следующему принципу. Заведенный ДВС вращает крыльчатку водяного насоса. Благодаря этому в системе (по малому кругу) начинает циркулировать антифриз. Когда температура жидкости достигает 80-90 градусов, срабатывает термостат и открывается большой круг циркуляции. Это позволяет двигателю быстрее прогреться до нужной температуры.

Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.Watch this video on YouTube

Общие понятия, назначение

В системе охлаждения радиатор двигателя выполняет роль основного теплообменника: по его трубкам проходит нагретый антифриз, остужаясь потоком воздуха. Для этой цели радиатор размещают в передней части кузова, сразу за радиаторной решеткой, где можно использовать встречный поток воздуха при движении. А для случаев, когда машина движется по пробкам (медленно), за радиатором устанавливается вентилятор, дающий принудительный обдув. Таким образом, антифриз, проходя через «соты», охлаждается до температуры 80-90°С, обеспечивающей оптимальную работу двигателя.

Схема системы охлаждения двигателя

В самых первых автомобилях использовалась система охлаждения с естественной конвекцией: нагретый антифриз (тогда применяли простую воду) проходил по своему пути за счет разницы температур: более горячая жидкость имеет меньшую плотность, а более холодная – большую, и за счет этой разницы антифриз свободно тек по системе. Сейчас, с развитием скоростей движения и нагрузок на мотор, увеличивается и потребность в охлаждении, поэтому антифриз циркулирует с помощью насоса, обеспечивающего скорость передвижения по системе. Изменился и радиатор охлаждения двигателя: помимо трубок, на нем появились и ребра (пластинки) для более качественного теплообмена. Но сам принцип остался прежним: горячий антифриз поступает в верхнюю часть радиатора, проходит до низа, остывая по пути, и снова поступает в систему охлаждения.

Схема потоков жидкости в радиаторе: одноходовой (обычный) — слева, и трехходовой (справа)

Устройство радиатора

Радиатор состоит из металлических многослойных пластин и трубочек. Благодаря такому устройству у прибора увеличивается площадь соприкосновения с атмосферным воздухом. Сам же прибор расположен чаще всего в передней части машины под капотом. Во время движения автомобиля радиатор способен пропускать через себя много воздуха.

Радиатор имеет несколько основных элементов. В первую очередь — это сердцевина. Она составляет охлаждающий отсек. Также у конструкции есть бачки (коробочки) с патрубками. Есть у них вид верхний и нижний. Радиаторы имеют в сердцевине овальные трубки из латуни. Они расположены в шахматном порядке. Трубки соединены с ребрами.

Верхняя коробка имеет горловину, а нижняя – кран. Он сливает жидкость для охлаждения. Она проходит через весь двигатель, забирая излишнее тепло и вынося его в радиатор. Здесь антифриз снова охлаждается.

Производители биметаллических радиаторов.

Неплохие псевдобиметаллические батареи предлагает российская компания Rifar. Ее продукция, завоевав российский рынок, пошла на экспорт. Выпускает семь разновидностей радиаторов. Популярные модели – «Рифар Флекс», «Монолит». Цвет радиаторов белый. Количество секций в батарее от 4 до 14 штук. Rifar дает гарантию на изделия от 10 до 25 лет.

Немецкая компания TENRAD предлагает полностью биметаллическую конструкцию в своих изделиях.

Инновационные решения немецких инженеров защищаются патентами, в том числе и в Российской федерации. Радиаторы TENRAD BM выпускаются с межосевым расстоянием присоединительных патрубков 500 и 350 мм.

Надежные батареи предлагает итальянская компания Global Style. Технические характеристики их изделий можно назвать эталонными в отрасли. К таким моделям можно отнести радиаторы Global Style Extra и Global Style Plus. Но за элитарность придется заплатить, батареи Global Style недешевая вещь. Радиаторы выпускаются с межосевым расстоянием 350 и 500 мм, с числом секций от 6 до 14 шт. Производитель предлагает гарантию от 10 до 20 лет.

Британская компания BiLUX предлагает высокоэффективные биметаллические радиаторы. Предлагаются модели с межосевым расстоянием 200, 350 и 500 мм. Конструкция батарей имеет высокую надежность, гарантия производителя 10 лет.

Антифриз или тосол?

Честно говоря, такое подразделение по типам существует только на территории бывшего Союза. По определению, антифриз представляет собой соединение, понижающее температуру воды. Делается он преимущественно на основе этиленгликоля с присадками – у каждого производителя их набор и пропорции могут отличаться. Реже в основе антифризов находится пропиленгликоль. Он считается более экологически чистым, однако производство его значительно дороже первого реагента.

Тосол – это просто отдельная марка антифриза, созданная давно, под советские марки авто. В народе под таким названием чаще всего подразумевается любая охлаждающая жидкость. Однако оригинальный антифриз с таким названием (он все еще производится) содержит в своем составе спирты и силикаты.

Тосол — куда более агрессивная среда, нежели антифриз, и для большинства современных, тем более новых, последних поколений, машин не годится. Впрочем, им и антифриз не всякий подойдет. Так что если вы купили нечто не слишком дешевое, последуйте рекомендациям компании и пользуйтесь соответствующими антифризами

Они, конечно, обойдутся дороже, чем пресловутый тосол, однако машина пробегает дольше – а это важно

Алюминиевые радиаторы

Основной плюс этого типа батарей — высокая теплоотдача. Одна секция качественного алюминиевого радиатора отдает 185-195 Вт тепла. Это достигается благодаря высокой теплопроводности алюминия и конструкции самого прибора. По бокам каждой секции есть дополнительные «ребра», которые увеличивают площадь батареи, потому она отдает в помещение больше тепла. 

Еще один плюс этого типа радиаторов — полноценный обогрев комнат. Верхняя часть секций прибора изогнута так, чтобы теплый воздух равномерно распределялся вглубь помещения, прогревая даже дальние углы.

Третий плюс — высокое рабочее давление. Конечно, сейчас в российский системах отопления сильные скачки давления случаются редко. В среднем оно держится до 10 атмосфер, но в периоды пуска и обслуживания системы отопления могут случаться скачки значительно выше. Как раз для таких случаев высокое рабочее давление алюминиевых радиаторов до 50 атмосфер будет очень кстати.

Единственный минус алюминиевых радиаторов состоит в восприимчивости к низкокачественному теплоносителю в системе отопления. Если дом подключен к центральной системе отопления, трубы давно не ремонтировались, а уровень водоподготовки в котельной невысокий, велика вероятность, что вода, которая подается в батареи, обладает повышенной кислотностью. В домах с собственной котельной и индивидуальным тепловым пунктом, а это почти все новостройки, такое редкость, а вот в старом жилом фонде, например, в хрущевках и сталинках, может встречаться. Узнать наверняка можно у управляющей компании дома. Если вода в системе отличается повышенным pH, алюминиевые батареи со временем могут выйти из строя.

Стальные виды отопительных радиаторов

регуляторы температуры отопления для радиаторовСтальные радиаторы отопления: технические характеристики

Виды стальных батарей

Трубчатые батареиСекционные батареиПанельные радиаторыКакие бывают типы батарей отопления — обзор и сравнениеВ настоящее время существуют такие виды батарей отопления в зависимости от количества панелей и гофрированных слоев:

  • 10 тип – 1 одна нагревательная панель;
  • 11 тип – 1 панель и 1 гофрированный слой;
  • 12 (21) тип – 2 панели, между ними находится 1 гофрированный слой;
  • 22 тип – 2 панели и два гофрированных слоя;
  • 33 тип – 3 панели и три гофрированных слоя.

Немного о системе охлаждения: что заливают в радиатор автомобиля?

Работа любого двигателя внутреннего сгорания представляет собой череду небольших взрывов смеси топлива и воздуха, которые обеспечивают поступательное движение поршней и вращение коленвала. Далее эта энергия через системы трансмиссии передается к колесам, которые вращаются с определенной скоростью, и автомобиль приходит в движение.

Естественно, что выше представлена упрощенная схема эксплуатации авто. На самом деле этот процесс намного сложнее, он постоянно развивается, усовершенствуется и усложняется. Но независимо от типа двигателя, вида топлива, при возгорании смеси выделяется огромное количество тепла. Если его вовремя не отвести, то металлические детали мотора просто выйдут из строя.

Поэтому и существует система охлаждения двигателя. Обычно она бывает трех видов:

  1. Жидкостная.
  2. Воздушная.
  3. Комбинированная.

Использование жидкости для охлаждения является наиболее эффективной и часто используемой системой. Воздушное охлаждение применяется достаточно редко: яркий пример автомобиль Запорожец. Сочетание воздушных и жидкостных систем применяется не везде.

Охлаждающая система состоит из нескольких основных частей:

  • радиатора, который представляет собой набор тонких металлических трубок (обычно из сплавов меди) и небольших емкостей для сбора и хранения жидкости;
  • отопительного радиатора;
  • вентилятора, который также участвует в снижении температуры за счет потока воздуха;
  • каналов в частях двигателя;
  • помпы, которая отвечает за движение жидкости с определенным напором;
  • расширительного бачка, в котором скапливаются резервные запасы охладителя.

Когда мотор работает, то помпа приводит в движение жидкость, которая проходит через все каналы и радиаторы по замкнутому кругу. При этом значительная часть тепла отводится от металлических частей и охлаждается в трубках радиатора. При движении автомобиля дополнительно встречным потоком воздуха температура радиатора снижается.

Ремонт радиатора охлаждения двигателя – скорая помощь своими руками

Обслуживание автомобильной системы охлаждения заключается в периодической диагностике объема жидкости, который визуально оценивают в расширительном бачке. Так как состав, находящийся там, все время нагревается и охлаждается, то постепенно входящая в него вода испаряется, и, естественно, общий объем уменьшается. Основной неисправностью радиатора является загрязнение сот, что приводит к ухудшению циркуляции охлаждающей жидкости, ее нагреву и, как следствие, перегреву двигателя.

Ремонт радиатора охлаждения двигателя может состоять в промывке сердцевины проточной водой. Для этого необходимо снять нижний патрубок и через горловину залить воду. Желательно промывать соты сильной струей воды. Устройство (конструкция) радиатора охлаждения двигателя таково, что в случае сильного засора можно распаять и демонтировать бачки, как верхний, так и нижний, что позволит провести механическую очистку сердцевины.

Иногда случается, что один из бачков или соты дают течь. Когда-то при незначительном протекании опытные водители засыпали в радиатор обильную порцию горчичного порошка, который быстро размокал и затягивал «пробоину». Этим способом можно воспользоваться, если рядом нет СТО и нужно просто доехать домой.

Главная →

Обслуживание и Ремонт → Двигатель →

КОНСТРУКЦИЯ РАДИАТОРА

Материал, из которого изготавливаются автомобильные радиаторы – металл (алюминий или медь). Он обладает отличной теплопроводностью. Стенки теплообменника очень тонкие, благодаря чему антифриз быстро отдает свою температуру.

Конструкция радиатора состоит из тонких трубок, спаянных между собой в форму прямоугольника. Этот элемент крепится на двух бачках (один на входе, другой на выходе). Дополнительно на трубки нанизаны пластинки, что увеличивает площадь теплоотдачи. Воздух проходит между ребрами и быстро охлаждает поверхность детали.

Все теплообменники имеют два отверстия: на вход и на выход. К ним подсоединяются патрубки системы. Для слива жидкости из полости теплообменник оснащается пробкой, установленной внизу конструкции.

Если автомобиль движется по трассе, потока воздуха достаточно, чтобы охладить антифриз естественным путем (обдув ребер). В случае движения в городе поток воздуха не такой интенсивный. Для этого в системе охлаждения за радиатором устанавливается большой вентилятор. В старых моделях автомобилей он имел прямой привод от мотора. Современные машины оснащены системой контроля температуры тосола и при необходимости включает принудительный обдув.

Как изготавливают радиаторы – смотрите в следующем видео:

Как делают автомобильные радиаторыWatch this video on YouTube

3 Принцип работы

Радиаторы отопления работают по простому принципу: прогретый теплоноситель перемещается из котла к трубам, а затем к отопительным приборам, вызывая прогрев окружающего воздуха. Если для передачи теплового потенциала используется конвекционный путь, повышение температуры в доме будет происходить гораздо быстрее, при этом сам радиатор будет называться конвектором. При передаче тепла посредством излучения, когда тепло переносит нагретая поверхность, устройство получит статус радиатора. В последнее время особым спросом пользуются комбинированные отопительные приборы, совмещающие в себе оба типа.

Если приоритет ставится на быстрый обогрев внутреннего пространства помещения, есть смысл отдать предпочтение конвекторным моделям. Но из-за слишком быстрой циркуляции воздуха, подобная установка быстро распространяет пыль, что негативно сказывается на общем состоянии присутствующих в доме людей. В связи с этим конвекторные радиаторы становятся востребованными только для самых проблемных ситуаций, например, для обеспечения воздушной завесы в здании с множеством стекол, где нет возможности установить традиционные батареи.

Независимо от температуры нагретой поверхности, радиатор отдает не больше 60% тепла посредством излучения. Оставшиеся 40% передаются путем конвекции. Это приводит к минимальной конвекции воздуха и хорошему прогреванию тех объектов, которые расположены в здании. Из-за такой особенности батареи отопления работают наподобие теплых напольных конструкций.

Меры безопасности

Водитель должен следить за температурой со своего места. Для этого у него имеется специальная шкала со стрелкой, которая должна находиться в среднем положении. Также при превышении порогового значения загорается соответствующий световой индикатор на панели приборов.

Не допускается движение со значительным превышением установленной температуры. Нужно остановиться и дождаться охлаждения жидкости. Запрещено открывать крышку на радиаторе при горячем двигателе, чтобы не получить ожог паром. Долив необходимо осуществлять лишь после полного остывания мотора.

Без необходимого объема антифриза нельзя продолжать движение. Нужно вызывать эвакуатор или буксировать авто до станции техобслуживания, чтобы не заклинил двигатель. Рекомендуем возить с собой емкость с несколькими литрами тосола, качество которого соответствует сезону года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector