Средства для чистки катализатора автомобиля своими руками
Содержание:
- Как нельзя чистить катализатор
- Что влияет на состояние катализатора
- Механическая чистка
- Когда каталитический нейтрализатор требует замены?
- Как проверить забитость катализатора
- Что такое нейтрализатор?
- Зачем удаляют катализатор
- Инструкция по обслуживанию
- Способы проверки
- Как не нужно проводить процедуру
- Методы очистки
- Как проверить состояние узла
- Чистка либо промывка катализатора автомобиля
- Результаты промывки
- Что такое каталитический нейтрализатор?
- Принцип работы каталитического нейтрализатора
Как нельзя чистить катализатор
Часто водители с целью экономии средств и времени отказываются от идеи очистки и замены катализатора, пробивая в нем новые дырки или просверливая их. Такое решение позволит вернуть мощность двигателя, но у автомобиля будут нарушены показатели по вредности выбросов в атмосферу. Кроме того, повысится уровень шума из выхлопной трубы, возникающий при движении автомобиля. Такие способы «очистки» катализатора недопустимы, и при долгой работе двигателя с поврежденным фильтрующим элементом, с ним могут возникнуть различные проблемы.
Проблемы, которые решает очиститель катализатора
Есть два случая, при которых использование очистителя каталитического нейтрализатора актуально.
- Профилактика. В нормальных условиях (качественное топливо, соблюдение рекомендуемого режима эксплуатации авто, своевременное техническое обслуживание и в целом исправное состоянии ДВС) катализатор не загрязняется. Выхлопы проходят через соты, доокисляются и спокойно вылетают в атмосферу, при этом не оставляя на стенках нейтрализатора каких-либо отложений. И использовать дополнительные средства для поддержания работоспособности системы очистки нет нужды. Однако при определённом пробеге, как правило, после окончания гарантийного срока, мотор понемногу начинает давать незаметные, но важные для катализатора сбои. Пропуски зажигания, более обильное выгорание масла в цилиндрах, нарушение пропорций смесеобразования – всё это ведёт к появлению на стенках сот нейтрализатора отложений различной природы. И в этом случае рекомендуется использовать очиститель катализаторов 1 раз в полгода или год исключительно в качестве профилактики.
- Обнаружение некритичных засорений на сотах катализатора. При очередном ТО или после ремонта выпускной системы некоторые автовладельцы обнаруживают, что катализатор начинает обрастать налётом, а проходные каналы уменьшаются в диаметре. Здесь можно попробовать очистить катализатор химией. В большинстве случаев мгновенного или хорошо заметного эффекта не будет. Но иногда именно химический способ очистки, сделанный своевременно, помогает восстановить умирающий катализатор.
Существует ряд неисправностей, при которых нет никакого смысла применять очиститель катализатора.
Оплавление поверхности катализатора. Эта неисправность чаще всего вызвана некачественным бензином, сбоем в работе ГРМ или ЭБУ, а также может возникнуть при длительных и нещадных нагрузках на двигатель, сопровождающихся перегревами. Оплавленное керамическое или металлическое основание не восстанавливается никаким способом и подлежит замене.
Механическое разрушение основания. Проблема характерна для керамических версий катализаторов. Треснувшее или крошащееся основание также невозможно восстановить.
Обильное засорение с образованием смолянистых или твёрдых наростов, которые полностью закрывают соты на площади более 70% от всей поверхности основания. Как показала практика, даже несколько раз применённый очиститель не поможет в этом случае. Существую методики очистки и таких загрязнений. Однако рядовая химия, обычные очистители катализаторов, здесь не помогут.
Что влияет на состояние катализатора
Любая неисправность двигателя, систем питания и зажигания, снижает ресурс КН. Если мотор хоть немного «ест масло», срок службы катализатора сразу же сокращается минимум на четверть. А при сильном потреблении масла (свыше 200 грамм на 1000 километров) срок службы сокращается минимум вдвое. Любое отклонение настроек зажигания приводит к неполному сгоранию топливовоздушной смеси, в результате чего в ней увеличивается содержание ядовитых веществ и сажи из недогоревших углеводородов. Сажа забивает соты фильтра, увеличивая сопротивление движению газов. Любое отклонение состава топливовоздушной смеси от идеального (14,7:1 для бензинового двигателя) приводит к неполному сгоранию топлива, понижению или наоборот, повышению температуры выхлопных газов. Поэтому любое отклонение от идеального соотношения снижает ресурс КН.
Механическая чистка
Для того чтобы произвести механическую чистку, потребуется всего два компонента – мелкая наждачная бумага и хороший компрессор. Минус такого метода заключается в том, что можно удалить только те загрязнения, которые скапливаются снаружи. Все, что находится внутри, там и останется. Поэтому можно применять химические средства, например, аэрозоли ABRO. Именно они используются при чистке карбюраторов.
Если верить практикующим мастерам, то керамическим элементам такой аэрозоль вреда не приносит, равно как и металлам. Но вот с пластиком будьте аккуратны – разъедает его за несколько секунд. Вы знаете, как промыть катализатор, не снимая его с машины. Как ни странно, но для качественной промывки достаточно использовать первый метод. Остальные имеют такую же эффективность, но затрат труда больше.
Что касается таких химических средств, как этанол или керосин, то применять их не стоит. Ведь нет гарантии, что они не разрушат дорогостоящее напыление.
Когда каталитический нейтрализатор требует замены?
Признаки, что катализатор в машине пора менять:
- Горящая лампочка Check Engine (здесь расписаны другие причины загорания этой лампочки);
- Пропала тяга, автомобиль не ускоряется;
- Странный запах от выхлопных газов;
- Нестабильная работа на холостом ходу;
- Самопроизвольное отключение мотора;
- Цвет выхлопа стал смолянистого цвета;
- Повышение расхода топлива;
- Машина плохо заводится, а потом вообще перестает.
Как обслуживать каталитический нейтрализатор
Засорение катализатора от некачественного бензина, охлаждающей жидкости и моторного масла, приводит к внутренним повреждениям и нагреву. Однажды КН износится и потребует замены. Предотвратить это можно путем своевременного технического обслуживания. Самый простой способ — чистка катализатора.
Как очистить каталитический нейтрализатор?
Снимите нейтрализатор, возьмите мелкую наждачную бумагу и без сильного давления, легкими круговыми движениями зашкурить налет на «сотах» катализатора. Образовавшуюся пыль выдуйте сжатым воздухом. Не давите на соты, они хрупкие. Помяв сеточку нейтрализатора, собирайтесь идти покупать новый.
Следующий способ по удалению грязи с сажевыми отложениями на поверхности преобразователя, это залив химической присадки в бензобак, которая «постирает» соты от пыли и грязи.
Отнеситесь к выбору присадки внимательно, почитайте отзывы. Присадка низкого качества может только засорить нейтрализатор.
Пошаговый процесс очистки каталитического нейтрализатора присадкой:
- Опорожните содержимое присадки в бак
- Заведите машину. Двигайтесь, пока не израсходуете 90 % топлива в баке, чтобы выработать всю присадку, не оставив ни капли в топливной системе
- Скиньте коды ошибок, если такие есть, с помощью шнура OBD II;
- Заправьте машину снова
- Прокатитесь еще 80 км и проверьте не появилось ли новых ошибок шнуром OBD II
Если не хотите рисковать, заливая неизвестную химию в топливную систему, катализатор можно замочить в химии. Купите жидкость для промывки катализатора. Если жидкость не нашли, возьмите средство для промывки карбюратора или этанол. Снимите нейтрализатор. Обильно залейте средством для очистки пористый материал внутри катализатора. Положите в пластиковую тару на 20-30 минут. Затем обильно помойте катализатор горячей водой. Делайте это не над домашней ванной и в резиновых перчатках — внутри каталитического нейтрализатора много химии, повредите кожу. Просушите сжатым воздухом или феном и повторите процедуру.
Как поменять катализатор?
Шаг 1 — Купить новый каталитический нейтрализатор
Выберите катализатор по марке и модели авто. Сделайте это на Zap-Online.ru отправив запрос.
Шаг 2 — Поднимите Машину
Поднимите машину домкратом до высоты, чтобы можно было добраться до выхлопной системы автомобиля, открутить (ослабить) болты, снять (закрепить) катализатор. Для этого используйте пару домкратов или яму.
Шаг 3 — Внимательно прочитайте руководство пользователя
Почитайте руководство по эксплуатации автомобилем в части того, как закреплена выхлопная система. Посмотрите увеличенные схемы крошечных деталей и болтов, как крепятся U-образные хомуты вокруг выхлопной трубы.
Шаг 5 — Ослабьте болты
Открутите и удалите болты с хомутами, крепящие катализатор к кузову автомобиля.
Если КН трудно открутить, распылите WD-40 или другое средство от ржавчины на неподдающийся болт, оставив на час. После снятия, очистите нейтрализатор и трубы выхлопной системы от сажи с грязью.
Шаг 4 — Отделите датчик кислорода
Открутите и аккуратно снимите датчик кислорода и трубу, идущую от двигателя к каталитическому нейтрализатору. Датчиков может быть два — между двигателем и КН стоит управляющий, а между КН и глушителем диагностический. Открутите часть катализатора, которая присоединена к глушителю. Продолжайте время от времени сверяться с инструкциями и схемами руководства автомобиля.
Чтобы не испортить химикатами покрытие пола в гараже, поместите под открученный катализатор картонку, деревянную доску или лист бумаги.
Шаг 6 — Установите все в обратной последовательности
Наконец, последний шаг в замене конвертера автомобиля — правильно установить новый. Зафиксируйте трубку для датчика выхлопных газов и кислорода. Закрутите болты и гайки обратно (см. Руководство пользователя). Пользуйтесь динамометрическим ключом при определении силы затягивания болтов.
Как проверить забитость катализатора
Забитость катализатора, а соответственно и целесообразность применения присадки очищающей его, можно выполнить самостоятельно без демонтажа при помощи манометра. Нужно измерить противодавление на входе в катализатор. Делают это несколькими вариантами.
Сам манометр, через переходник, можно вкручивать либо в специальное отверстие (на некоторых катализаторах что находятся под днищем машины, зачастую имеется специальное отверстие, закрытое заглушкой) или же в посадочное отверстие кислородного датчика (когда катализатор расположен в подкапотном пространстве).
Чтобы сделать приспособление для проверки катализатора своими руками необходимо:
манометр с максимальным диапазоном измерения 0,3…0,5 кгс/см² (важно, чтобы у него была соответствующая цена деления шкалы);
соединить его герметично со штуцером с внутренним диаметром половина дюйма и шлангом 10 мм (проще всего при помощи ФУМ ленты);
присоединится к шлангу (в данном случае характеристики шланга не важны, главное, чтобы диаметр не сильно отличался от диаметра штуцера);
на другой конец шланга нужно присоединить штуцер М18 через хомут.
После чего, выкрутив лямбда-зонд (датчик кислорода) перед катализатором, вкрутить туда сделанное приспособление и смотреть на показатель после запуска мотора и удержания газа на максимальных оборотах.
Если катализатор чист и не нуждается в чистке то давление не должно превышать 0,2-0,3 кгс/см² при 5000 об/мин (на холостых 0,1 кгс/см²)
. Когда же оно незначительно больше (около 0,5 кгс/см²) — имеет смысл почистить катализатор, в том числе и используя специальный очиститель. Свыше 150 кПа его меняют либо выбивают, он уже непригоден к эксплуатации и приносить только вред двигателю!
Оценить состояние нейтрализатора можно и визуально, но для этого его придется демонтировать либо запускать эндоскоп (в отверстие датчика). Такая проверка требуется если началось разрушение внутреннего элемента. На профильных СТО состояние катализатора проверяют при помощи осциллографа, анализируя не только давление, а и напряжение на кислородных датчиках.
При положительных показаниях к принудительной очистки используя специальное средство можно применять два его вида — присадку к топливу, которая попросту поднимает температуру внутри катализатора, тем самым способствует естественному сгоранию сажи. Либо применить пенный очиститель катализатора, который вводится с помощью трубочки через отверстия кислородного датчика и растворяет сажу.
Делать такую процедуру рекомендуют через каждые 15…20 тысяч километров пробега. А если в машине используется плохое топливо — то и чаще.
Если же его состояние критическое, и он почти разваливается, то любой очиститель здесь будет бессилен. Аналогичные рассуждения справедливы и в случае, если на керамическом катализаторе оплавлена его структура, в частности, парами этилированного бензина. В перечисленных случаях нужна только замена катализатора. Поэтому чуда восстановления от очистителя ждать не стоит!
Что такое нейтрализатор?
Это устройство, которое внешне слегка напоминает бак резонатора. В нем имеется два патрубка – входящий и выходящий. Внутри устройства есть соты из керамики, которые покрыты тончайшим слоем драгоценных металлов. Собственно, только из-за этого напыления такая высокая цена у катализаторов. Постепенно газы, проходящие через нейтрализатор, засоряют ячейки.
Итог – выхлопу попросту некуда деваться. И если засорился катализатор, то его можно вычистить или промыть – это логично. Но чем промыть катализатор автомобиля, знает далеко не каждый автовладелец. Впрочем, не каждому это и нужно, многие ставят новый и не «заморачиваются».
Зачем удаляют катализатор
Идеальное решение при выходе катализатора из строя – его замена новым. Однако не всем по карману покупка новой, оригинальной детали, стоимость которой около 50 тысяч рублей. Альтернативный вариант китайского производства обойдётся в 10 тысяч. Но и такие расходы для некоторых автовладельцев неприемлемы, поэтому они решают удалить каталитический нейтрализатор полностью и вварить пустой пламегаситель (резонатор).
Многие водители решают удалить катализатор, полагая, что он «душит» двигатель. После удаления детали мотор, действительно, начинает работать лучше, ведь ничто не мешает выходить отработанным газам наружу. Но автомобиль становится активным загрязнителем атмосферы. На таком автомобиле нельзя выезжать за границу, поскольку он не соответствует экологическим стандартам Евро-3.
Статья в тему: Тонировка фар – как придать автомобилю индивидуальности?
Некоторые водители считают, что можно вполне обойтись без катализатора
В автомобилях, выпущенных по стандартам Евро-3, удаление катализатора потребует прошивки электронного блока управления. Без этой процедуры электронный мозг автомобиля не даст двигателю работать. Прошивку обновляют до версии, в которой каталитический нейтрализатор не задействован. Как вариант, устанавливают эмулятор сигнала кислородного датчика, и в этом случае можно обойтись без перепрограммирования ЭБУ.
Некоторые автовладельцы удаляют только внутреннюю часть катализатора, оставляя на прежнем месте его корпус или заменяя «бочку» на часть магистральной трубы. Некоторые автомобили после такой процедуры начинают издавать во время движения характерный шум, поскольку корпус катализатора становится резонатором. В этой ситуации установка вместо катализатора пламегасителя выглядит более рациональной.
Инструкция по обслуживанию
Профилактическая промывка катализатора средством Hi-Gear и ему подобным производится путем опорожнения флакона прямо в бензобак непосредственно перед заправкой машины. Больше никаких действий со стороны автолюбителя не требуется – в процессе езды керамические соты элемента очищаются самостоятельно, грязь вылетает через выхлопной тракт.
Чтобы своими руками очистить либо промыть порядком забившийся нейтрализатор, его придется демонтировать. Загоните машину на смотровую канаву, отключите в автомобиле лямбда – зонды и открутите хомуты, удерживающие агрегат на выхлопной трубе или выпускном коллекторе. Дальше действуйте по такому алгоритму:
- Тщательно продуйте катализатор компрессором с обеих сторон, накачав давление 7–9 Бар.
- Заполните керамические соты аэрозольной пеной ABRO для промывки карбюраторов. Средство заливайте через оба патрубка.
- Заверните нейтрализатор ветошью и выждите 20 минут.
- Хорошенько промойте внутреннюю сетку элемента под напором горячей воды и продуйте компрессором.
- Повторите операцию еще раз, просушите катализатор и убедитесь, что керамические соты просматриваются насквозь. Установите агрегат обратно на автомобиль.
Если почистить катализатор аэрозольной пеной не удалось, терять вам больше нечего. Замочите элемент в керосине или солярке и оставьте на 12–24 часа. Для верности солярку можно разбавить небольшим количеством ацетона либо растворителя 646 (соотношение примерно 4:1). Спустя сутки выполните процедуру чистки аэрозольным средством, как описывается выше.
Нередко автолюбители вместо промывки пробивают загрязнившиеся соты насквозь металлическим предметом, чтобы освободить проход дымовым газам. Подобные крайние меры допустимо использовать лишь в одном случае – вы перепробовали все средства промывки и не добились успеха.
Обратите внимание: езда с пробитым катализатором не только наносит вред окружающей среде, но и бьет вас по карману: лямбда – зонд «видит» неочищенные выхлопные газы, а контроллер переключается на аварийный режим с повышенным расходом топлива. Чтобы решить проблему, нужно ставить «обманку» кислородного датчика, что ведет к дополнительным затратам
https://youtube.com/watch?v=TOTqHFrimnI
Источник
Способы проверки
Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
Проверка без снятия.
Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.
Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.
Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.
Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.
Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.
Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.
Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.
Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Как не нужно проводить процедуру
Некоторые народные умельцы, с целью экономии времени, применяют «варварский» способ восстановления работоспособности катализатора. Они просто пробивают в детали отверстия, чтобы вернуть мощность работы двигателю.
Такой способ прочистки полностью выводит катализатор из строя. Уровень шума при движении автомобиля повышается, загрязнение выхлопов становится максимальным. Стоит помнить, что эксплуатация автомобиля с неработающим катализатором приводит к различным проблемам с двигателем.
Видео: принцип работы катализатора
В России нет чётких требований к содержанию токсичных веществ в выхлопных газах автомобиля, поэтому вопрос с необходимостью каталитического нейтрализатора в двигателе каждый автовладелец может решать самостоятельно. Многие водители вынуждены удалять эту деталь со своих машин, поскольку качество бензина в нашей стране оставляет желать лучшего. В результате загрязнение воздуха выхлопными газами, особенно в мегаполисах, становится критичным и серьёзно вредит людям.
Главная →
Устройство → Топливная и выхлопная системы →
Методы очистки
Важно понимать, что промывка не является панацеей, и она помогает не во всех ситуациях. Методику очистки можно разделить на 2 большие категории:
Методику очистки можно разделить на 2 большие категории:
- физическая;
- химическая.
В первом случае основное средство будет в виде наждачной бумаги. Во втором это жидкость, специальная автохимия. Некоторые промывают просто димексидом, другие берут полноценные химические средства, направленные на борьбу с отложениями в каталитическом нейтрализаторе.
Механическая чистка
Если речь идет о незначительных отложениях на фильтре, тогда попытаться их удалить можно с помощью обычной наждачной бумаги.
Думаю, купить мелкозернистую наждачку не составит труда. Ее цена копеечная, и продается в любом строительном магазине. От автомобилиста потребуется выполнить следующее:
- демонтировать катализатор;
- подготовить наждачку;
- аккуратно, не сильно надавливая на соты, начать очистку;
- перемещать наждачку следует круговыми движениями;
- очищенные загрязнения сдуть сжатым воздухом.
На этом работа завершена. Можно ставить узел на место.
Приложив слишком большое усилие, вы рискуете окончательно вывести катализатор из строя.
Химическая очистка
При сильных загрязнениях, как ни странно, прибегают к химической очистке.
Сейчас в продаже представлено огромное количество специальных средств, направленных на восстановление и промывку каталитического нейтрализатора.
Среди наиболее востребованных и эффективных химических средств стоит выделить такие:
Фаркоп на Форд Фокус 2: какой купить, как установить и подключить
- CatCIean GAT;
- Nekker;
- Liqui Moly Catalytic-System Clean;
- Hi-Gear HG 3270;
- Fenom Catalytic Converter Cleaner;
- Pro-Tec DPF & Catalyst Cleaner;
- Lavr и пр.
Такие производители как Лавр, Ликви Моли и Хай-Гир хорошо известны отечественным автомобилистам.
Несмотря на неоднозначную репутацию автохимии, в случае с очистителями катализаторов точно нельзя говорить об их низкой эффективности. Эти средства прекрасно справляются с поставленными задачами.
Будьте внимательными, поскольку у каждого средства есть своя инструкция по применению. Следовать нужно только ей. Как правило, это просто подача жидкости через распылитель внутрь устройства. Тут может потребоваться вспомогательное оборудование. Зато многими очистителями можно промыть катализатор, не разбирая, а порой даже и не снимая его с авто.
Что же касается карбклинера, то есть очистителя для карбюраторов, то в его использовании все просто и понятно. Инструкция универсальная для любого производителя. Здесь необходимо:
Опорный подшипник передней стойки: признаки неисправности и замена
- подготовить пластиковую тару, куда поместится катализатор;
- демонтировать сам узел;
- осмотреть на возможное наличие повреждений;
- обильно полить соты жидким очистителем;
- обернуть элемент в ткань;
- поместить в пластиковую тару;
- через 20-30 минут промыть соты под проточной горячей водой;
- просушить и продуть сжатым воздухом;
- повторить процедуру еще 1-2 раза.
Когда карбюраторный очиститель не помогает даже после 1-2 процедур, стоит задействовать более агрессивные средства. К примеру, керосин.
Как проверить состояние узла
Проверить работоспособность катализатора каждый автовладелец может самостоятельно или обратившись в сервисный центр. Существуют 3 метода проверки работоспособности детали:
- Визуальный осмотр корпуса. Деформация корпуса всегда говорит о частичной или полной неисправности катализатора. В этом случае катализатор необходимо снять и посмотреть на просвет. На некоторых моделях осмотр без вскрытия корпуса провести нельзя.
- Противодавление. Проверку можно провести с помощью манометра и присоединённой к нему трубки-переходника. Манометр ставят на место лямбда-датчика и заводят двигатель на 2,5–3 тысячи оборотов на 15 секунд. В среднем нормальные показатели давления 0.3 кг/см2 и 0.35 кг/см2 для доработанных двигателей. Показатели 0,5 кг/см2 и выше свидетельствуют о проблемах с катализатором.
- Диагностика мотор-тестером. Такой вариант диагностики возможен при наличии специального оборудования. Прибор подключают вместо свечей зажигания и снимают данные во время старта двигателя.
При наличии специального оборудования провести диагностику можно и самостоятельно
Чистка либо промывка катализатора автомобиля
Данная процедура поможет, если вы выполняете ее, когда соты находятся в нормальном рабочем состоянии. Если же они спеклись или разрушились, то промывка и чистка не поможет. Единственный выход — заменить катализатор в автомобиле или монтировать недорогой пламегаситель.
1. Профилактическая чистка катализатора
Автомеханики и владельцы авто обычно используют два способа, чтобы промыть катализатор автомобиля от нагара масла и сажи:
- Профилактическая чистка с помощью моющего средства. Рекомендуется выполнять ее каждые 70 000—100 000 километров пробега. Снимать катализатор с автомобиля не нужно.
- Промывка нейтрализатора, при которой агрегат демонтируется и разбирается.
Чем промыть катализатор автомобиля для профилактики? В автомагазинах можно найти предназначенные для этого средства, например Hi-Gear HG3270. Заливаем жидкость в топливный бак, и продолжаем ездить на машине. После такой очистки из нейтрализатора выйдет сажа вместе с отработанными газами.
Чтобы провести механическую чистку, потребуется компрессор, а также мелкая наждачная бумага. Конечно, с помощью такого способа очистки не получится устранить внутренние загрязнения — нагар в керамических сотах.
Многие автовладельцы применяют химический состав, чтобы промыть катализатор в автомобиле, который заранее демонтировали. Например, подойдет аэрозоль ABRO, которую используют для очистки карбюратора. В некоторых случаях владельцы авто пользуются керосином, этанолом и так далее, однако никто не гарантирует, что такая промывка не повредит нейтрализатору. Жесткое моющее средство может испортить катализатор, и вам придется затрачивать крупную сумму на покупку нового агрегата.
Чтобы промыть катализатор с помощью Hi-Gear или любого другого средства, необходимо залить состав в топливный бак, а затем заправить автомобиль. Вам не придется прикладывать усилия: соты нейтрализатора очистятся сами во время эксплуатации авто, а загрязнения выйдут через выхлопную трубу.
2. Чистка с демонтажем
Иногда, чтобы промыть катализатор в автомобиле, приходится снимать его. Для этого транспортное средство необходимо загнать на эстакаду. Отсоединяем лямбда-зонд, затем откручиваем хомуты, с помощью которых нейтрализатор крепится на выхлопной трубе либо выпускном коллекторе. Затем нужно выполнить следующие шаги:
- Используя компрессор, продуть нейтрализатор с двух сторон. Давление должно быть 7–9 Бар.
- Залить в соты аэрозольную пену ABRO, которая предназначена для очистки карбюраторов. Заливать пену следует через оба патрубка.
- Закутать агрегат тканью и подождать 20 мин.
- Включить горячую воду, напор должен быть достаточно сильным. Затем промыть внутреннюю сетку агрегата. После промывки продуть с помощью компрессора.
- Повторить данные действия снова. После этого нейтрализатор должен высохнуть. Вы должны видеть соты насквозь. Смонтировать катализатор.
Обратите внимание! В зависимости от модели вашего автомобиля, лямбда-зонд может располагаться внутри катализатора. Тогда, прежде чем промыть элемент, придется отсоединить датчики и очистить их от сажи.. Не получилось удалить загрязнения с катализатора при помощи аэрозольной пены? Тогда налейте в емкость солярку либо керосин и опустите туда нейтрализатор на 12 часов, можно на сутки
Чтобы очистка была максимально эффективной, добавьте в солярку ацетон или растворитель 646 в соотношении 4:1. Через 24 часа проведите очистку с помощью аэрозольной пены по вышеописанной технологии.
Не получилось удалить загрязнения с катализатора при помощи аэрозольной пены? Тогда налейте в емкость солярку либо керосин и опустите туда нейтрализатор на 12 часов, можно на сутки. Чтобы очистка была максимально эффективной, добавьте в солярку ацетон или растворитель 646 в соотношении 4:1. Через 24 часа проведите очистку с помощью аэрозольной пены по вышеописанной технологии.
Если вы хотите очистить агрегат механическим способом, вам понадобится мелкая наждачная бумага, а также компрессор, чтобы время от времени продувать нейтрализатор. Конечно, механический метод очистки не позволяет устранить нагар изнутри катализатора.
Иногда владельцы авто не промывают нейтрализатор, а просто протыкают забившиеся соты с помощью острого тонкого шила. Выполнение такой процедуры оправдано только тогда, когда ни один из перечисленных способов очистки не помог.
Результаты промывки
Конечно, подобные средства назвать чудодейственными невозможно, но результат заметен сразу. Машина получает дополнительную мощность, устраняются проблемы с выхлопом, также может исчезать имеющийся масложор. Однако нужно понимать, что полностью восстановить катализатор подобным способом будет невозможно. Приблизительно через 20-30 тысяч километров нейтрализатор вновь засоряется, что объясняется ухудшающейся эффективностью имеющегося металлического напыления.
В последующем выполнить заново промывку катализатора уже не целесообразно, а автовладельцу нужно будет решать, проводить ли его замену, вырезать или нейтрализатор, устанавливая вместо него обманки или перепрошивать блок управления двигателем.
Подведём итоги
Процедура очистки катализатора возможна без снятия такого фильтрующего элемента с двигателя. В подобном случае машина загоняется на эстакаду, где с помощью специального оборудования и щелочных растворов выполняется очистка керамического сотового элемента. Обычно проведённой работы бывает достаточно на 20-30 тысяч километров пробега, после чего автовладельцу всё же потребуется решать проблемы с вышедшим из строя катализатором. Именно поэтому следует взвесить все за и против и рассчитать выгодность такой работы. Кто-то всё же выполняет такую очистку, а кто-то решается сразу на удаление, по сути, ненужного катализатора.
Источник
Что такое каталитический нейтрализатор?
Каталитический нейтрализатор (далее — КН) стоит между двигателем и глушителем в выхлопной системе под днищем авто. Внутри пористый несущий материал, точнее керамический блок с сотовой структурой, уменьшающий или полностью удаляющий вредные выбросы в атмосферу. КН разрушает вредные газы и токсичные компоненты прямо в выхлопной системе, превращая их в нейтральные газы, которые безопасны для атмосферы и окружающей среды. Степень очистки 98%.
Катализатор приводит автомобиль к нормам выбросов Евро-4 и Евро-5, нейтрализуя удар по экологии. Чтобы соблюсти эти нормы каталитический нейтрализатор ставят максимально близко к головке блока цилиндров. Работу катализатора не замечаешь, пока он не поломается.
Катколлектор на Ладе Приора. Черные провода — датчики кислорода
Чтобы каталитический нейтрализатор (каталитический конвертер) в машине не поломался, его нужно вовремя обслуживать и ремонтировать. Нейтрализатор не умирает от износа, руководство пользователя не требует его замены после 100 000 км пробега или 5 лет эксплуатации. Вовремя обслуженный катколлектор работает столько же сколько автомобиль. Основные причины поломки нейтрализатора — неисправный кислородный датчик, выдающий неправильный состав топливовоздушной смеси или некачественное топливо.
Чтобы не загрязнять окружающую среду и избежать поломки катализатора, регулярно проверяйте состояние выхлопной системы автомобиля. Осмотр состояния КН проводится раз в десять лет или при пробеге машины от 100 000 до 160 000 км. Если машина пробежала больше, уже одним обслуживанием каталитического нейтрализатора можно не отделаться.
Срок службы катколлектора еще зависит от того, в какой манере передвигается автомобиль. Короткие, частые поездки, частое толкание в пробках выводит выхлопную систему за пределы рабочих температур (рабочая 300 градусов по Цельсию), что сокращает срок службы нейтрализатора.
Разберемся в ценах на каталитические нейтрализаторы, в его ремонте и как заменить катколлектор самому.
Первый сигнал поломки катализатора — загорание лампочки «Проверка двигателя» на приборной панели — Check Engine.
Игнорирование загоревшегося сигнала Check Engine приведет к тому, что каталитический нейтрализатор выйдет из строя, ремонту будет не подлежать, потребуется замена, а стоит он не дешево. Причина высокой стоимости нейтрализатора в том, что в нем есть драгоценные металлы — платина, палладий, родий. Когда эти металлы вступают в контакт с выхлопными газами, то превращают оксид углерода и оксиды азота — в диоксид углерода и элементарный азот, а углеводороды — в диоксид углерода и водяной пар.
Причины поломки каталитического нейтрализатора
КН забит пылью и отработанными продуктами
Оплавление сот
Со временем катализатор забивается сажей из-за некачественного бензина, что приводит к повышению расхода топлива и увеличению вредных выбросов в атмосферу. Еще в пористую структуру попадают частицы моторного масла и антифриза, портя необходимые химические вещества, которые важны для преобразования выхлопных газов. Забитый катализатор может сильно нагреваться и при температуре выше 900 градусов Цельсия происходит внутреннее плавление элементов катализатора. При сильном оплавлении «сот» выхлоп может пойти в обратную сторону к двигателю, что приведет к выходу из строя выхлопной системы или даже к остановке движка.
Крошение сот
Еще одна причина поломки катализатора — крошение пористой сетки. Происходит это от сильной вибрации или ударов по катализатору. Отпавшая крошка и керамическая пыль могут попасть в блок цилиндров, а это может вывести из строя поршневую группу, приведя к задирам на стенках цилиндров.
Сколько стоит каталитический нейтрализатор?
Цены зависят от бренда, долговечности материалов, способа установки и типа катализатора. Средняя стоимость катколлектора от 19 000 до 11000 рублей.
Цены на каталитические нейтрализаторы с их заменой, по моделям автомобилей (в рублях):
Автомобиль |
Цена конвертера |
Цена ремонта |
Итого |
2009 Honda Civic |
14 700 |
51 100 |
65 800 |
2016 Toyota Sienna |
10 900 |
13 700 |
24 600 |
2010 BMW 328i xDrive |
14 300 |
57 00 |
71 300 |
2004 Volkswagen Golf |
14 400 |
28 400 |
42 800 |
2009 GMC Acadia |
10 900 |
35 100 |
46 000 |
2007 Suzuki SX4 |
10 600 |
35 500 |
46 300 |
2007 Chevrolet Cobalt |
10 500 |
26 800 |
37 600 |
2005 BMW X3 |
10 400 |
20 400 |
31 200 |
2004 Lexus LX470 |
10 200 |
48 000 |
58 800 |
2010 Buick Enclave |
39 300 |
35 100 |
74 400 |
Принцип работы каталитического нейтрализатора
Второе название катализатора — каталитический нейтрализатор. Катализаторы впервые стали внедрять в машины с появлением норм токсичности EURO2. Они предназначены для обезвреживания опасных веществ, входящих в состав отработанных газов. Чаще всего в авто устанавливаются сразу два нейтрализатора. Первый находится возле выпускного коллектора (предкатализатор). В его полости находится сетка с большим числом вытянутых каналов. Второй, он же основной катализатор, располагают недалеко от глушителя. Внутри него также содержится сетка.
Стоимость работ и деталей уточняйте в наших спеццентрах АТТ (16 по всей Москве), адреса и телефоны смотрите на странице: Контакты |