Устройство и размеры покрасочных камер для авто, их виды и принцип работы
Содержание:
- Плюсы и минусы самодельного бокса
- Покрасочная камера с водяной завесой
- Система вентиляции и фильтров
- Строим покрасочную камеру своими руками
- Типы покрасочных камер по используемой системе вентиляции
- Бокс для покраски авто и его особенности
- Предпочтительные схемы устройства
- Оборудование для окрашивания
- Типовой проект малярки для автомобиля своими руками
- Изготовление отдельных систем ПК
- Выбор помещения, оборудование и внутренняя отделка
Плюсы и минусы самодельного бокса
Стоит ли монтировать камеру своими руками или лучше купить готовую? Преимущества самодельного бокса:
- возможность самому создать проект по личному усмотрению;
- экономия денежных средств, в том числе на более дешевое обслуживание камеры;
- возможность сэкономить на некоторых узлах системы, например, купить б/у аппараты.
Недостатков у камеры тоже много. Нет гарантии, что все системы будут работать долго — возможна поломка. Есть риск конструктивных ошибок, ведь расчеты могут быть сделаны неверно. В этом случае придется дополнительно потратиться на ремонт и повторный монтаж оборудования.
Покрасочная камера с водяной завесой
Покрасочная камера с водяной завесой обеспечивает максимальный
уровень чистоты и удаление пыли в зоне покраски. Всё это позволяет
создать идеальные условия для получения качественного глянцевого
лакокрасочного покрытия.
Фронтальная водяная завеса улавливает окрасочный туман, а поток
воздуха, создаваемый вентилятором дополнительно втягивает
загрязненный воздух.
Видео. 2. Покрасочная камера с водяной завесой |
Что происходит при работе покрасочной камеры с водяной завесой
При работе водяной покрасочной камеры происходят следующие
процессы:
- удаление частиц краски и пыли из зоны распыления
- удаление окрасочного аэрозоля и исключение возможности его
распространения в окружающие помещения - обеспечение идеальных условий для создания высокого качества
покрытий - удаляемый воздух очищается от механических частиц краски и
части аэрозольных паров и выбрасывается в атмосферу.
Как ухаживать за покрасочной камерой с водяной завесой?
Первое, что делается при эксплуатации камеры с водяной завесой
это замена воды. Меняют её в зависимости от степени загрязнения в кабине.
Насколько быстро загрязняется камера, это зависит как от
интенсивности покраски, то есть сколько ЛКМ наносится за смену, так
и используемых окрасочных пистолетов. У краскопультов с низким
коэффициентом переноса материла много краски уходит на
туманообразование, а значит и больше оседает в кабине. Если вода
грязная, то она хуже улавливает окрасочный
туман и пыль.
Как очищают воду от краски в покрасочной камере с водяной
завесой?
На маленьких фабриках воду просто сливают в канализацию, что в
принципе нельзя, а скопившуюся краску на дне вычерпывают лопатами и
другими подручными средствами.
На «продвинутых» фирмах для удаления краски
используют коагулянты и сборник лакокрасочных отходов. Добавление
коагулянта позволяет превратить краску в хлопья, которые выпадают в осадок
или всплывают на поверхность в виде хлопьев. Хлопья удаляют вручную
или с помощью сборника отходов.
Как происходит очистка воздуха в окрасочной кабине с водяной завесой?
У водяных покрасочных камер три уровня очистки воздуха от
краски:
- На первом уровне очистка воздуха производится с помощью фронтальной водяной завесы.
По этой части камеры сплошным и непрерывным
потоком стекает поток воды. - На втором уровне происходит внутренняя очистка воздуха,
здесь происходит основная
фильтрация и очистка воздуха от отходов краски. В зависимости от
конструкции покрасочной камеры и производителя существуют различные
системы внутренней очистки воздуха. - На третьем уровне осуществляется сухая фильтрация — воздух
очищается от оставшихся частичек краски
и защищает лопасти вентилятора от налипания краски.
Схемы конструкций водяных камер
У разных производителей покрасочных камер системы фильтрации
отличаются, для примера приводим несколько схем водяных покрасочных
камер.
Какой длины и ширины выбрать покрасочную камеру?
|
Система вентиляции и фильтров
Вентиляция в покрасочной камере своими руками – задание не из простых, поскольку требует проведения тщательных расчетов. Функции фильтров и системы вентиляции:
- Подача свежего воздуха в помещение.
- Забор воздуха, который уже отработан и чистого воздуха с улицы.
- Выброс отработанного и уже очищенного воздуха из покрасочной камеры.
Вентиляция покрасочной камеры может быть нескольких видов:
- Одномоторная (воздух поступает сверху, а все пары краски опускаются вниз и выводятся через отверстия в полу).
- Двухмоторная (воздух поступает сверху, а отработанный воздух высасывается нижним мотором на улицу).
- Приточно-вытяжная (работает в режиме активной циркуляции воздуха с его постоянной фильтрацией и нагрева закачанного воздуха до 30С).
Вентиляция в покрасочной камере, под которую был переоборудован гараж, будет зависеть от того, какими материалами будет пользоваться мастер. Если планируется проведение стандартных работ – необходимо будет удалить около двух третей отработанного воздуха, который находится в верхней части помещения, поскольку это будет обеспечивать необходимый уровень безопасности для человека. Только после этого можно удалять нижние слои воздуха. Поэтому необходимо смонтировать вентиляцию приточно-вытяжного типа, вытяжка для покрасочной камеры в гараже при этом обязательна.
Вытяжные каналы должны быть установлены в нескольких местах, соединять их с остальными не нужно (в случае возможно поломки в негодность придет только одна вытяжка, а остальные будут работать исправно). При обустройстве системы вентиляции необходимо учитывать воздухообмен и рассчитать сечения воздуховодов.
система вентиляции
Воздухообмен – это величина, для определения которой необходимо учитывать количество людей, которые находятся в помещении, площадь гаража-покрасочной камеры и нормируемую кратность воздухообмена (если планируется полная окраска автомобиля — кратность должна доходить до 100 раз, ведь чем больше кратность – тем меньше токсичных веществ накапливается в воздухе и тем меньше вреда для здоровья человека). Все каналы вентиляции должны быть жароустойчивы и пожаробезопасны.
При переоборудовании гаража под покрасочную камеру начинать работы по установке вентиляционных систем нужно уже после того, как обшиты стены (с использованием вагонки или листов металла) и установлено правильное освещение. В полу гаража необходимо установить вытяжку, которая изготовлена на основе вентиляторов.
Затем при помощи нескольких тэнов под потолком нужно установить воздухозабор с тепловой пушкой. Из тепловой пушки воздух будет разводиться по всему периметру помещения к его центру при помощи воздуховодов. Тепловая пушка – большой вентилятор, который прогоняет закачанный воздух сквозь прогретые спирали. Если такая пушка будет изготавливаться самостоятельно, вместо спиралей можно использовать специальную нихромовую проволоку.
Входные и выходные отверстия системы вентиляции должны быть расположены таким образом, чтобы не получались «мертвые зоны» в помещении гаража. Все лакокрасочные материалы слишком быстро забивают установленные для очистки воздуха фильтры, поэтому лучше, если можно будет регулировать мощность подачи воздуха.
Чтобы воздушные фильтры дольше прослужили без замены, необходимо устанавливать двухступенчатые фильтры: первый будет удалять крупную пыль, второй – задерживать частицы лака и красок. Если вентиляционные каналы не слишком длинные, для вентиляции можно использовать и винтовые вентиляторы.
Они экономичны и имеют высокую производительность. Если же планируется использование центробежных каналов, необходимо также использовать всасывающий и нагнетающий воздух вентиляторы, чтобы не создавать статическое давление в гараже.
Правильно выполненные работы по установке системы вентиляции будут обеспечивать необходимый воздухообмен. Нужно тщательно спланировать все этапы постройки покрасочной камеры своими руками, чтобы впоследствии не пришлось исправлять допущенные ошибки.
Следующая статья: Что нужно для покраски автомобиля.
Предыдущая статья: Подготовка авто к покраске своими руками.
Хочешь знать о покраске автомобиля все? Читай еще полезные статьи:
- Защитные маски для покраски. И другая спецодежда.
- Прибор для определения толщины краски на автомобиле. Нужно каждому.
- Краска по пластику. Чем покрасить пластик.
Строим покрасочную камеру своими руками
Перед тем, как начать делать камеру для покраски авто своими руками, рекомендуется первоначально изучить соответствующую информацию, ознакомиться с требованиями к материалам и освещению. И лишь схему вентиляции рекомендовано оформлять в присутствии профессионала, так как ошибка расстановки фильтров негативно повлияет на работу всей системы.
Выбор материала для покрасочной камеры
Главный критерий выбора материала для покрасочной камеры – стойкость к повышенным температурам. Чаще для основы выбирают сэндвич-панели или металлический каркас. Второй вариант – более трудоемкий и привередливый. В качестве утеплителя чаще используют пенопласт (легко возгорается), пенополиуретан (разрушается под ультрафиолетовым излучением) или минеральную вату (скатывается).
Отделка стен и пола
Пол покрасочной камеры включает в себя решетку с расположенной внизу системой фильтров. Однако настоящее покрытие требуется только на площади, где планируется покраска. Также под решетками требуется углубление до одного метра, стенки которого рекомендовано залить бетоном. Если нет возможности организовать подобный погреб, рекомендуется ограничиться металлическим поддоном около 30 сантиметров глубиной. Это нужно для создания условий для установки фильтра.
Когда обустройство закончено, стоит переходить к покраске стен. Специалисты советуют отдать предпочтение порошковой краске белого цвета – на таком фоне лучше видны неточности покраски.
Обустройство вентиляционной системы
Покрасочная камера нуждается в оснащении двумя фильтрами для воздуха: на входе и на выходе. Первая фильтрация предназначена для клининга нагнетаемого в бокс воздуха от мелких частиц пыли. В редких случаях используется техника двойной очистки, где один фильтр задерживает крупные элементы чистки, а дальше происходит тщательная очистка от микроэлементов. Единственная задача фильтра на выходе – очищение от лакокрасочных взвесей.
Освещение
Освещение в покрасочной камере имеет важное значение. При несоблюдении стандартов установки света резко меняется цвет окрашенного автомобиля, ведь при неправильном освещении сложно подобрать нужный оттенок
Рекомендуется использовать лампы дневного света, они отличаются экономичностью, при этом отсутствует мерцание. Также требуется грамотно расположить источники света. Светильники рекомендуется закреплять как на потолке, так на стенах, чтобы обеспечить полную подсветку.
Типы покрасочных камер по используемой системе вентиляции
Циркуляция воздуха в покрасочной камере – залог успешного нанесения краски или лака на кузов машины и сохранения здоровья мастера, который работает с токсичными материалами. Вентиляция может быть двух типов:
- Одномоторная. (Воздух поступает сверху, в таком случае под давлением остатки краски опускаются вниз и выводятся наружу через пол).
- Двухмоторная. (Такая система включает в себя установку верхнего и нижнего мотора, они нагнетают чистый и высасывают отработанный воздух).
- Приточно-вытяжная вентиляция.
Первые два способа установки вентиляции имеют свои плюсы и минусы, поэтому при выборе системы вентилирования нужно учитывать, какой объем работ необходимо выполнять и только после этого устанавливать вентиляцию. Приточно-вытяжная система имеет массу преимуществ и будет полезна в том случае, если количество обрабатываемых машин будет стабильно большим. Особенности такой вентиляции:
- Циркуляция воздуха проводится непрерывно, как и его фильтрация. Поэтому можно получить полностью очищенный от пыли воздух, что положительно сказывается на качестве окрашивания.
- Забор воздуха проводится с улицы, перед подачей он нагревается, фильтруется и только тогда поступает в камеру. Удаляется он без очистки через отверстия в полу.
- Закачивание воздуха можно проводить из камеры. Его фильтруют, подогревают примерно до 60С и подают в помещение (используется в тех случаях, когда необходима сушка транспортного средства).
покрасочная камера для автомобилей
Вентиляцию можно сделать и своими руками, но в любом случае необходимо следить за ее состоянием и периодически очищать и менять воздухоочистные фильтры.
Бокс для покраски авто и его особенности
Покрасочная камера для автомобилей рассчитана и построена таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для работы мастера в процессе окрашивания транспортного средства. Воздух в камеру подается при помощи специальных фильтров и сложнейшей системы вентиляции, поэтому можно получить высокое качество окрашивания.
Сам процесс будет безопасным, ведь в помещении воздух постоянно циркулирует (а, значит, вредные вещества не оседают на поверхностях и полу)
Покрасочные камеры для авто имеют одно важное преимущество – в них не попадает пыль и грязь, ведь воздушный поток подается внутри под определенным давлением
Именно поэтому выполненные в боксе работы по окрашиванию будут гораздо эффективней, нежели нанесение лакокрасочного покрытия на открытом воздухе, под прямыми солнечными лучами или в необорудованном для этого месте.
Покрасочные камеры, которые выпускаются сегодня, снабжаются особыми элементами безопасности для более комфортного использования:
- Блок, который нагревает камеру, отключается автоматически, если температура в помещении достигает определенного показателя.
- Чтобы стенки бокса не деформировались под влиянием давления воздуха, на дверях устанавливается специальный пневматический клапан.
- Автоматизированные покрасочные камеры оснащены встроенным таймером, который после завершения сушки транспортного средства активирует систему вытяжек (устраняются токсичные вещества).
- Все осветительные приборы в боксах изготовлены из специального стекла, которое полностью взрывобезопасное.
- Такие камеры экономичны, поскольку горячий воздух, который остается после сушки транспортного средства проходит очистку и повторно подается внутрь.
Покрасочные камеры могут использоваться в коммерческих целях – для ремонта и окрашивания легковых автомобилей и промышленных целях (окрашивание крупногабаритных транспортных средств и сельхозтехники).
Предпочтительные схемы устройства
Как сделать вытяжку в гараже своими руками? Для обычного гаража небольших размеров целесообразно выбирать систему вентиляции, показанную на рисунке 1 ниже:
Это простой и вполне эффективный вариант. В гаражах автовладельцев часто можно видеть трубу, как в настоящей вентиляционной сети для больших помещений. На вопрос, Зачем ты сделал так, хочется лишней работы?
отвечают: А как еще?
, то есть, люди просто копируют то, что видят в промышленных зданиях, и занимаются черной магией.
Вентилятор для гаража можно брать диаметром от 150 мм и до 250, желательно канального типа (с фланцами для встраивания в трубу), у таких вентиляторов хорошая тяга. Он создает вполне достаточное разрежение и вытягивает все газы и пары, которые легче воздуха, за считанные минуты.
Тяжелые составные части дыма и газов, которые имеют обыкновение стелиться по земле, разбавляются воздухом, притекающим через приточное отверстие, расположенное внизу, или щель между полом и воротами, и тоже поднимаются вверх. В течении 10-15 минут воздух в гараже будет полностью заменен свежим с улицы.
На рисунке можно заметить, что вход воздуха и его выход расположены почти по диагонали параллелепипеда, форму которого имеет гараж. Значит, застойных зон здесь не будет.
Особое значение имеет дополнительный вентилятор. Его можно не приобретать, но если он есть, то это очень выгодно. Он идеально выравнивает влажность в помещении гаража. С его помощью можно быстро просушить машину и очень существенно помешать ржавлению металла.
Этот вентилятор, даже без подогрева, высушит машину в течении пары часов. При этом крышка внешнего вентилятора может быть открытой или закрытой, значения не имеет. Зимой, весной и осенью высушивание важнее, чем летом. Внутренний вентилятор должен быть переносным, это удобнее.
Где в гараже сделать вытяжку? Если гараж имеет подвал или смотровую яму, то их вентиляция обязательна. В этом случае образуется область, в которой может застаиваться загрязненный воздух. Гараж с подвалом или ямой показывает, что его владелец умеет обращаться с лопатой или имеет доступ к высоким технологиям копания земли.
В таком случае, чтобы не загромождать помещение гаража трубами, вентиляцию можно вывести в отдельную шахту, расположенную рядом с гаражом, как это показано на рисунке 2:
Диаметр труб должен быть не менее 100 мм. Трубы следует утеплять минеральной ватой от действия морозов и образования конденсата, толщина утеплителя берется 3-5 см. Сами трубы лучше выбирать из пластика, он не ржавеет. Как видно на рисунке, такой короткий воздуховод не будет оказывать большое сопротивление потоку воздуха. Его длина не превышает 1.5 метра.
Воздуховод накрывается колпаком с жалюзи, который легко можно сварить из листового железа, и загрунтовать от ржавчины. Можно сделать его и из дерева, а затем обить оцинкованной жестью. Высота колпака над грунтом достаточна в пределах 30-50 см. Для защиты от грызунов можно использовать сетку на трубе, впрочем, эти твари пролезут, где угодно. Воздух попадает в подвал или яму через приточку и отверстия для ямы и лестницы.
Вентилятор может быть реверсивным и тогда его можно использовать в том числе и для притока свежего воздуха снизу. Как правило, приток воздуха производится снизу, потому что в помещении воздух теплее, чем на улице. Нагреваясь, он будет перемешиваться с воздухом внутри помещения и подниматься наверх, к потолку.
Поэтому вытяжки и расположены обычно вверху. Но, как мы уже видели, бывают и случаи необходимости забирать грязный воздух снизу. При этом, для продувки канала вентилятору приходится создавать достаточно большое давление, и один может не справиться.
Тогда устанавливают два последовательно, с расстоянием между ними не менее 50 см. Рисунок 3 этот вариант иллюстрирует.
В последнем случае воздух забирается снизу. Если вентиляторы реверсивные, то чистый воздух может нагнетаться в яму с улицы. В некоторых случаях такой режим вентиляции может оказаться более эффективным. Возможна комбинация вариантов 2 и 3, когда с помощью заслонок можно выбирать точку для забора воздуха.
В третьем варианте труба может быть декорирована нишей с полками для инструментов. Таким образом, и труб будет не видно, и каждый сантиметр пространства будет использован с толком. Не стоит забывать при этом о ремонтопригодности – все должно быть сконструировано таким образом, чтобы легко разбиралось, заменялось и собиралось обратно.
Оборудование для окрашивания
Покрасочная камера предполагает использование такого оборудования:
- Краскопульты бывают нескольких видов — высокого и низкого давления. Для их работы необходим компрессор, а вот приборы низкого давления работают уже не на сжатии.
- Краскопульты безвоздушного типа бывают электрические и пневматические.
- Комбинированное оборудование совмещает несколько вариантов, оно весьма эффективное.
- Механический метод предполагает погружение элементов в краску. Хорошо если детали небольшого размера еще можно так покрасить, а вот уже кузов гораздо сложнее, необходима специализированная конвейерная линия.
Статья в тему: Как самому сделать шумоизоляцию автомобиля
Из всех существующих методов самым оптимальным является применение безвоздушного оборудования.
В окрасочной камере из пистолета распыляются частички краски. Размер каждой капли непосредственно зависит от размера и формы сопла, а также самого давления.
К основным преимуществам безвоздушного оборудования стоит отнести:
- Значительно меньшее использование количества лакокрасочных материалов;
- Значительная экономия растворителя, ведь такой вид оборудования легко справляется с густыми смесями.
- С таким оборудованием достаточно установить одномоторную вентиляцию, которая является гарантией качественного покрытия кузова авто.
Если вы постоянно меняете цвет, то такое оборудование точно не подойдет. Его используют для одноразовой покраски в качестве мини покрасочной камеры.
Каждый мастер самостоятельно определяет, какой распылитель использовать, но во время выбора лучше всего проконсультироваться со специалистами.
Оборудование для покраски подбирается с учетом таких критериев как размер бокса и тип вентиляции.
Типовой проект малярки для автомобиля своими руками
Чтобы самостоятельно сделать покрасочную камеру необходимо рассмотреть и изучить множество составляющих: помещение, принцип действия, а также материалы, нужные для организации универсальной покрасочной камеры. Итак, сначала стоит определиться с теми элементами, которые нам потребуются:
- гараж или иное подходящее помещение для окраски и сушки (нежилое);
- тепловой генератор для создания оптимального температурного режима;
- тепловая пушка;
- мощная система вентиляции.
Подобный перечень является приблизительным, но в целом, описывает все основные составляющие, которые участвуют в процессе создания покрасочной камеры. Список можно и расширить до ворот, светильников, вентиляторов, пульта управления и прочего.
На самом деле тут все зависит от потребностей и возможностей конкретного человека.
На изготовление окрасочно-сушильной камеры может уйти не один месяц. Зато она получится полностью автоматизированной, и можно будет окрашивать автомобиль и высушивать его эффективно и быстро. Среди функциональных элементов камер стоит рассмотреть:
- отдельную кабину для окраски и сушки;
- вентиляцию приточного типа с разными очистительными фильтрами;
- насос тепловой и различную автоматику;
- установку вентиляции по типу вытяжной с воздушными фильтрами.
Самый простой каркасный проект малярки
Простая с точки зрения сложности выполняемых работ и экономичная покрасочная камера своими руками строится следующим образом. Сначала необходимо подобрать помещение для ее оборудования и подготовить необходимые для работы инструменты и материалы: доски для каркаса, полиэтиленовая пленка для его обшивки, рулетка измерительная и маркер, лезвие канцелярское и скотч, пила по дереву и молоток, скрепер и гвозди разных размеров.
Далее можно нарисовать чертеж и разметить доски с помощью рулетки и маркера. Потом доски подрезаются пилой по нанесенным разметкам. Из полученных деревянных заготовок необходимо сделать четыре доски по ширине камеры (180 см) и четыре доски по глубине камеры (по 150 см длиной). После этого от четырех досок длиной 220 см необходимо отрезать по двадцать сантиметров для планок (высота камеры).
Далее, из подготовленных досок сооружается каркас покрасочной камеры. Основание делается из двух досок длиной 150 см и двух досок длиной 180 см. Потом необходимо становить четыре вертикальные доски длиной по 200 см и верху вертикальных досок соорудить потолок такой же конструкции, как и основание. Таким образом, получился каркас самодельной камеры, который необходимо обшить.
Проект малярного бокса в гараже
Более функциональную покрасочную камеру, в которой можно получить высокое качество окраски автомобиля, можно организовать в гараже. Для этого стены гаража необходимо обшить пластиковой вагонкой, установить на стенах и на потолке светодиодные светильники. Далее под потолком следует установить воздухозабор, тепловую пушку, а также дополнительные нагревательные элементы.
С помощью воздуховодов воздух разводится из тепловой пушки к 6–8 нагревательным элементам (ТЭНам), расположенным по периметру теплообменника. Следующий этап работы – поднятие пола и установка решетки, под которой можно расположить фильтры напольные, вытяжку на базе вентиляторов и теплогенератор (ТЭНы или горелку).
После этого необходимо сделать въездные ворота в рабочую зону бокса. Систему вентиляции лучше сделать внешней. Для обеспечения безопасности самодельного оборудования рекомендуется учитывать следующее:
- Осветительные приборы, вентилирующие устройства и другое оборудование покрасочной камеры должно быть взрывозащищенным.
- Нагревательные элементы должны иметь защитный термостат, а все электроприборы должны быть заземлены.
- Утеплитель для стен выбирать следует негорючий (например, вата минеральная).;
- Местные вытяжные устройства установить рекомендуется в зонах повышенного накапливания паров и частиц лакокрасочных материалов.
- Система вентиляции должна быть сконструирована так, чтобы в рабочем пространстве не образовывались т. н. «мертвые зоны».
Изготовление отдельных систем ПК
Вот мы и подошли вплотную к рассмотрению вопроса, как сделать и обустроить покрасочную камеру своими руками. Дело в том, что покрасочный комплекс состоит из нескольких отдельных систем, которые должны работать согласованно, обеспечивая правильный технологический процесс, являющийся, в свою очередь, многоэтапным.
Приведём основные системы, обустройством которых нам придётся заняться:
- освещение;
- отопление;
- сушильный блок;
- вентиляция;
- водоснабжение;
- система фильтрации;
- система автоматизации.
Рассмотрим по возможности каждую из перечисленных компонент.
Освещение
Не нужно напоминать о том, что в этом нелёгком деле недостаточность освещения может иметь катастрофические последствия. Любые дефекты станут хорошо заметными, если использовать в качестве источников света лампы дневного освещения. Такие люминесцентные светильники необходимо расположить в три ряда – один сверху и два на противоположных стенах. Использование только верхнего освещения затруднит качественную окраску нижней части автомобиля. В таких случаях необходимо использовать переносные лампы.
Отопление
Мини-покрасочная камера, тем более организованная на базе неотапливаемого гаража или возведенная «с нуля», требует обязательного наличия системы отопления, обеспечивающей уменьшение влажности воздуха и поддержание оптимальной температуры.
Для этих целей можно использовать:
- теплогенераторы, в том числе самодельной конструкции. Достаточно дешёвый и экономичный вариант;
- электронагреватели, которых сегодня предлагается огромное количество. Единственный, но существенный недостаток – высокая энергозатратность, что при нынешних ценах на электроэнергию не самое лучшее решение;
- инфракрасные отопители более экономны, но стоят дороже. В среднесрочной перспективе они выгоднее электронагревателей.
Для использования двух последних вариантов необходимо будет позаботиться о стабильности электроснабжения и надёжности проводки.
Система вентиляции
Это далеко не второстепенная компонента покрасочного комплекса, в задачи которой входит отвод наружу загрязнённого воздуха и приток свежего. В качестве труб необходимо использовать только жаростойкие изделия, пластик для этих целей не подходит. Вам потребуется также утепление вентиляционных труб.
Существует два варианта реализации вентиляционных систем: с одним двигателем и двухмоторные. Вторые более эффективны, если нагрузка на самодельную покрасочную камеру в гараже будет высокой. В таких системах верхний двигатель отвечает за отвод воздуха, нижний – за приток свежего.
Сушилка
В идеале это должна быть отдельная камера, но в виду дефицита места в помещении роль сушилки ложится на плечи системы вентиляции. Она должна уметь работать в двух режимах: покраски и сушки.
В первом случае чистый воздух нагревается до 25-30°С, во втором – до 50-90°С. При сушке подаётся только 10% наружного воздуха от требуемого объёма, в такой же пропорции удаляется загрязнённый воздух (в режиме покраски оба режима работают на полную мощность).
Основной недостаток такой организации сушилки – длительное время, необходимое для полной полимеризации нанесённого ЛКП. Ускорить процесс можно. Установив дополнительные инфракрасные обогреватели.
Водоснабжение
Вода в самодельных покрасочных камерах используется для формирования водяной завесы, в функции которой входит эффективная очистка воздуха тумана из частичек распыляемой краски и паров растворителей.
Стандартная схема обустройства водяных камер предполагает применение трёхуровневой фильтрации:
- первый контур представляет собой водяную завесу, расположенную фронтально;
- второй контур считается основным – именно он отвечает за эффективную очистку воздуха;
- третий контур – сухая финишная фильтрация на основе фильтров из стекловолокна или кокосовых волокон.
Минус водяных завес – в их дороговизне и сложности монтажа, поэтому обычно такие системы не используют, предпочитая более экономичные решения.
Система фильтрации
Очистка воздуха от загрязнений – важная функция для покрасочных камер, оборудованных своими руками. Многие считают, что для этих целей будет достаточно использования фильтров грубой очистки, но это верно только для камер с небольшой нагрузкой. Если предполагается частое использование покрасочного оборудования, то лучше приобрести фильтры тонкой очистки – они дороже, и требуют более частой замены, но и качество фильтрации воздуха у них на порядок выше.
Выбор помещения, оборудование и внутренняя отделка
Для покрасочной камеры своими руками подойдет гараж или любое нежилое помещение. Как и при любом строительстве, прежде чем начинать устройство покрасочной камеры, надо сделать чертежи расположения вентиляции, светильников, а также всех необходимых элементов, которые должна содержать порошковая покрасочная камера.
Схема камеры для покраски
Внутреннюю отделку помещения лучше выполнить металлопрофилем. Выгодно экономически использовать панели ПХВ, но они имеют высокую степень горючести. Лучше выполнять отделку, используя негорючие материалы. Аналогично, теплоизоляция своими руками выполняется также негорючим утеплителем, обеспечивая сокращение тепловых потерь.
Устройство основания для камеры может быть выполнено из бетона или металла. Предпочтительнее бетонное, так как оно находится на уровне пола и на него удобно заезжать машиной.
Металлическое основание должно находится на высоте 30-50 см от пола. Это создает неудобство тем, что придется делать своими руками дополнительный въезд для машин. Оба основания обеспечивают хороший воздухообмен, что способствует выводу отработанного воздуха наружу.
Помещение должно оборудоваться герметичной дверью. Для окрашивания стен берется белая порошковая краска. У нее достаточно долгий срок службы и она устойчива к внешним воздействиям.
Желательно окрашивать стены помещения в белый цвет, на ее фоне лучше воспринимаются цвета, что важно при покраске автомобилей
Помещение для покраски автомобиля должно хорошо освещаться. При этом светильники должны быть расположены не только на потолке, но и на стенах, обеспечивая боковое освещение.
Наилучшим решением для освещения являются лампы дневного света, они достаточно экономичны и не мерцают. Становятся популярными в последнее время светодиодные светильники. Хотя они имеют высокую цену, но окупают себя благодаря имеющимся преимуществам:
меньше потребляют электроэнергии по сравнению с люминесцентными лампами; не требуют замены; обладают высоким уровнем безопасности, что немаловажно для порошковой покрасочной камеры; обеспечивают яркое и ровное освещение. Чтобы освещать нижнюю часть машин, можно пользоваться переносными лампами или размещать внизу помещения по стенам светильники, защитив их от случайных повреждений
Чтобы освещать нижнюю часть машин, можно пользоваться переносными лампами или размещать внизу помещения по стенам светильники, защитив их от случайных повреждений.
Для принятия решения об оснащении окрасочно-сушильной камеры специальным сушильным оборудованием, надо определиться, какое количество машин будет постоянно красится. Если предполагается небольшой поток, то можно обойтись воздушной сушкой и установкой теплогенератора.
Если же ожидается большой поток транспортных средств, то лучшим вариантом является использование инфракрасных ламп. Они потребляют мало энергии, поэтому выгодны с экономической точки зрения. Обеспечивают высокую скорость сушки и качество лакокрасочного покрытия после высыхания.
Порошковая покрасочная камера может быть оборудована комнатой для автомаляров, которая должна примыкать к окрашечно-сушильной камере. Эта комната предназначена для отдыха мастеров, где они могут переодеться, принять пищу.
Желательно, чтобы она имела окно, выходящее в покрасочную камеру. Для этого делается соответствующее отверстие и вставляется в него стеклопакет. Через окно мастера могут наблюдать за сушкой автомобиля и быстро реагировать на любые внештатные ситуации.