Разворот вне перекрестка

Содержание:

Что говорится в ПДД

Главный закон движения – чтобы другим было комфортно. Это по-простому. Если по закону, то надо обратиться к пункту 9.6 ПДД, где написано, что езда разрешается по рельсам только  того же направления, в каком движется водитель (что логично), если все другие полосы заняты машинами и при этом не нарушается пункт 8.5 ПДД.

ПДД — движение по трамвайным путям, где разрешено, а где запрещено? Смотрите видео:

Также рельсы должны быть размещены не ниже, и не выше дороги. Кроме того, допускается опережение. Но это не обгон.

В чем же отличие? Обгон – это опережение, где водитель выезжает на встречную полосу, а потом возвращается туда, где был. Мы уже знаем, что по встречным рельсам ехать запрещено. В общем, опережение – это общий случай. Обгон – частный.

Когда езда по трамвайным путям разрешена

Итак, давайте перечислим моменты, когда ПДД допускает движение по трамвайным путям:

  1. Рельсы располагаются слева от дороги. При этом автомобиль должен двигаться по самой левой полосе. Если он находится где-то посредине, то предварительно ему нужно перестроиться на нее и далее двигаться по ней.
  2. Трамвайные рельсы должны быть размещены на одном уровне с дорогой, по которой движется автомобиль. Так обозначаются места, в которых разрешено проезжать для поворота. Обычно такие зоны есть на переходах или в зонах активного движения машин.
  3. Двигаться надо по попутным рельсам. То есть, держаться правой стороны.

Трамвайные рельсы могут использоваться, чтобы ехать прямо при условии, что все  полосы заняты, для поворота или чтобы развернуться с дальнейшей поездкой в обратном направлении.

Знаки разметки. Фото: fb.ru

Когда движение по трамвайным рельсам запрещено

Таких ситуаций значительно больше. Можно сказать: все, что не разрешено, запрещено. А именно:

  1. Если трамвайные пути находятся справа.
  2. Рельсы находятся над или под уровнем дороги. В этом случае они считаются разделительной полосой.
  3. Выезд на встречную. В таком случае велика вероятность лишения прав, если его заметят или он окажется виновником ДТП.
  4. Некоторые дорожные знаки также запрещают езду по трамвайным рельсам.
  5. Нельзя разворачиваться на железнодорожных переездах, в местах, где видимость меньше ста метров, на остановках любого общественного транспорта, в том числе, и маршрутных такси, на мостах и под мостами, на зебрах и в тоннелях.

Движение прямо

Что касается движения прямо, все описано выше. Если ТС едет по встречке, то это нарушение. Таким образом, надо двигаться с правой стороны, в направлении движения трамвая.

Значительно сложнее езда на перекрестках, где есть рельсы. Если рельсы располагаются на уровне с проезжей частью, то  на них разрешено заезжать, а в ряде случаев – это необходимо.

При этом надо ориентироваться на п. 8.5 и 9.6 ПДД.

Там указано, что двигаться по рельсам прямо можно лишь в  случае, если не стоят знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие на то, в каком направлении рекомендуется движение.

Правила движение по трамвайным путям. Фото: cf.ppt-online.org

Спрашивается, а когда это надо? Например, если вам надо срочно ехать на работу, а пробка образовалась в самый неподходящий момент. В этом случае допускается движение по рельсам даже на перекрестке, если нет указанных выше ограничений.

На регулируемом перекрестке ориентируемся на п. 13.6 ПДД.

В нем говорится, что если светофор разрешает проезд одновременно и трамваю, и автомобилю, то последний должен пропустить первого.

Но если трамвай выполняет поворот, ориентируясь на зеленую  стрелку в дополнительной секции, которая загорается вместе с желтым или красным, то приоритет отдается водителю ТС.

Как поворачивать налево через рельсы

Правила поворота по всем ПДД, в целом, одинаковы. Есть момент, трамвайные пути считаются крайней левой полосой. Но это лишь в случае, если нет сплошной линии разметки возле трамвайных путей.

Здесь нужно быть внимательным, потому что многие водители ее не замечают. А это грозит в лучшем случае штрафом.

Правила следующие:

  • Необходимо удостовериться, что нет разметки или знаков, запрещающих езду.
  • Убедитесь, что рельсы располагаются слева и не выше, и не ниже машины.
  • Если есть попутные трамваи, уступаем им дорогу и перестраиваемся на рельсы этого направления.
  • И только после этого начинаем разворот с включенным поворотником. При этом внимательно смотрим за тем, нет ли трамваев,  как с одной, так и с другой стороны.
    Если по пути оказывается встречный трамвай, его необходимо пропустить.

Как правильно осуществлять движение с выездом на трамвайные пути? Советы автоинструктора в этом видео:

Правила пересечения регулируемых перекрестков

Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:

Начинающие водители первое время боятся оживленных перекрестков и поворотов на нем налево. Причин этому несколько.

Поворот налево — траектория

Во-первых, при подобном маневре приходится быть особенно внимательным и пропускать не только встречный транспорт, но и пешеходов. Скорость встречного движущегося потока может быть высокой, что и создает у новичков нервозность, во время ожидания «окна» для маневра.

Во-вторых, при левом повороте стойка автомобиля ухудшает обзор и приходится дополнительно вертеть головой для безопасного завершения маневра.

В-третьих, часто приходится завершать маневр под мигающий зеленый и проезжать перекресток вместе с уже начавшими движение машинами поперечного направления. Такая ситуация исключается, если у светофора есть дополнительная боковая секция со стрелкой.

Рекомендации новичкам, которые помогут чувствовать себя увереннее на перекрестке:

Где нельзя совершать разворот?

Прежде всего, нужно четко уяснить, где подобные маневры запрещены:

  • зоны остановок пассажирского транспорта;
  • мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • переезды железнодорожного транспорта;
  • пешеходные переходы.

Если вы нарушите правила, то ответственность может наступить по следующим статьям админкодекса:

  • ч.2 (разворот и движение задним ходом в запрещенных местах) — 500 рублей;
  • ч.3 — разворот и задний ход на автомагистрали, а также использование для данной цели разрывы разделительной полосы — 2500 рублей.

Также не разрешается пересекать разделительную двойную сплошную полосу, которая отделяет потоки противоположного направления на 4-х и более более полосных дорогах. За это положен штраф по статье ч.2 — 1000-1500 рублей. Ну а если получится так, что водитель не рассчитает место для маневра и даже один метр проедется по встречной против потока, то ему придется познакомиться со статьей ч.4 — 5 тыс. рублей или лишение на 4-6 месяцев.

Могут выписать и дополнительные штрафы, если автолюбитель нарушил какие-либо другие требования ПДД, разметки или сигналов светофора. Поэтому перед выполнением разворота нужно убедиться, что вы ничего не нарушаете.

Как правильно поворачивать налево на перекрестке?

Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.

Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:

  • Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
  • Встречные автомобили поворачивают налево.

Встречные автомобили не поворачивают налево

В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.

Такая траектория решает одновременно несколько проблем:

  • автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на «попутной» стороне перекрестка;
  • при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
  • если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.

Встречные автомобили поворачивают налево

Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:

На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.

Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.

Штрафы, связанные со въездом на трамвайные пути

Число ДТП, участниками которых становятся трамваи и автомобили, с каждым годом лишь увеличивается. В 95% случаев виновником аварийной ситуации признается водитель, находящийся за рулем машины, т. к. выезжая на трамвайные пути, он обязан не создавать помех движению трамвая. Случаи, когда вина лежит на водители трамвая (который, например, осуществлял движение при запрещающем сигнале светофора), тоже встречаются, но их количество не превышает 5% от всех случаев.

Однако даже без наличия аварийной ситуации, двигаясь по трамвайным путям, автолюбитель может получить штраф или даже лишиться водительских прав. Размер наказания напрямую зависит от пункта ПДД, который был, в данном случае, нарушен. Так:

  • За остановку на трамвайных путях вам придется заплатить: 3 тыс. р, если это произошло в Санкт-Петербурге либо в Москве, 1,5 тыс. р. — в любом другом городе РФ.
  • Создание помех для трамвая, движущегося в попутном направлении, влечет штраф — 500 р.
  • За нарушение правил дорожной разметки придется заплатить от 500 р. до 1500 р (при повороте/развороте в нарушение разметки).
  • Выезд на встречные трамвайные пути в первый раз обойдется водителю в 5 тыс. р (либо лишение прав на 4 — 6 месяцев), повторно — лишением прав на год.
  • Выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия будет стоить водителю от 1 до 1,5 тыс. р.

В девятой статье серии «Правила проезда перекрестков» речь пойдет о перекрестках, на которых организовано движение трамваев.

  • Выбор положения на проезжей части.
  • Определение типа перекрестка.
  • Проезд перекрестков с регулировщиком.

Обратите внимание, перекрестки со светофорами, а также нерегулируемые перекрестки рассмотрены в следующей статье. Сразу же хочу отметить, что при рассмотрении перекрестков будем считать, что трамвай на них может выполнить любой возможный маневр (поворот налево, движение прямо, поворот направо) при движении с любого из направлений

Т.е. конфигурация трамвайных путей позволяет ехать в любом направлении

Сразу же хочу отметить, что при рассмотрении перекрестков будем считать, что трамвай на них может выполнить любой возможный маневр (поворот налево, движение прямо, поворот направо) при движении с любого из направлений. Т.е. конфигурация трамвайных путей позволяет ехать в любом направлении.

На практике гораздо чаще встречаются перекрестки, где трамвайные пути соединяют только несколько направлений. В этом случае правила проезда только упрощаются.

Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках

Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.

Регулируемых

На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:

  • соблюдение направления движения по разметке;
  • удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.

Поворот на регулируемом перекрестке

Равнозначных

У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

  • трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
  • водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
  • если справа ТС нет, движение можно начинать.

Поворот на равнозначном перекрестке

Т-образных

Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

  • нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
  • если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
  • при движении включение указателей поворота обязательно;
  • когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.

Поворот на Т-образном перекрестке

С трамвайными путями

В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.

Запомните! Если на перекрестке есть светофор, регулирующий движения трамвая и авто, первый будет в приоритете.

Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.

Если на перекрестке нет светофора, то за трамваем также будет преимущество.

С разделительной полосой

На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:

  1. Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
  2. Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.

Поворот на дороге с разделительной полосой

Но нужно учесть:

совершая маневр, нужно принять во внимание то, насколько широка разделительная полоса; если она просторная, а водитель разворачивается по малому радиусу, ему грозит лишение прав; когда линия узкая (около 20 см), никакого штрафа не будет, так как встречное движение не интенсивное

Со светофором

Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:

  • водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
  • поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
  • начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.

Разворот на перекрестке со светофором

Поворот с трамвайных путей

Иногда поворот с трамвайных путей не просто допускается, но и считается единственным правомерным действием для водителя. Бывают и другие варианты, которые предполагают игнорирование наличия рельс при выполнении маневра. Рассмотрим разные ситуации и определимся с порядком действий, который нужно знать автолюбителям.

Поворот налево с трамвайных путей

Конечно, главный вопрос даже не в том – законно ли выезжать на трамвайные пути? Безусловно, да, ехать же нужно. Существенной здесь будет методика выполнения поворота. Логично, что осуществить маневр можно, выбирая один из двух способов.

Первый способ

Перестроиться на пути, предназначенные для трамваев, идущих в попутном направлении, убедиться в отсутствии помех. Затем выполнить поворот налево с трамвайных путей, причем рельсы встречной полосы следует пересекать под прямым углом к проезжей части. Рассмотрим Рисунок 1.


Рисунок 1

Водитель должен повернуть по зеленой стрелке, так как нет ни знаков, ни разметки, указывающих на другой порядок действий. В ПДД (пункт 8.5) сказано, что поворот налево должен осуществляться из крайнего левого положения, а в данном случае это будут попутные трамвайные пути.

Второй способ

В том же пункте 8.5 ПДД говорится, что поворачивать с рельс нельзя, если установлены определенные знаки или есть специальная дорожная разметка, не допускающие маневр (Рисунок 2).


Рисунок 2

Когда знаками или разметкой предписано двигаться по полосам, поворот налево с трамвайных путей попутного направления категорически запрещен. Обратимся к Рисунку 3.


Рисунок 3

Мы видим знак, информирующий водителей о необходимости движения по полосам, следовательно, повернуть налево можно только из левой полосы, то есть по зеленой траектории, перестроение на рельсы перед маневром недопустимо.

Поворот направо с трамвайных путей

Традиционно рельсы находятся посередине проезжей части, а при повороте направо по ПДД автомобиль должен занять крайнее положение в правой полосе. Таким образом, водители, поворачивая направо, никак не могут и не должны оказаться на рельсах. Тем более в ПДД сказано, что движение по рельсам, находящимся справа от проезжей части, не допускается.

Конечно, многих интересует вопрос – почему пути для трамваев сооружаются именно по центру дороги. На самом деле это сделано для обеспечения безопасности как машин, так и пешеходов. Представим ситуацию, когда трамваи двигались бы сбоку дорожного полотна. Тогда они стыковались бы с множеством выездов из дворовых территорий, а вероятность внезапного появления пешехода была бы крайне высока. Движение по центру позволяет водителю рельсового транспортного средства трезво оценивать обстановку и минимизировать риск возникновения ДТП.

Когда запрещено движение по трамвайным путям?

Существуют ситуации, когда водители имеют право ехать по рельсам. Это возможно, если пути располагаются слева от предполагаемой траектории движения безрельсовых транспортных средств и находятся вровень с проезжей частью, а также идут в попутном направлении. Ехать по попутным рельсам можно только тогда, когда полосы заняты.

Таким образом, можно выделить случаи, в которых движение по рельсам, предназначенным для трамваев, будет неправомерно:

  • Водителям не разрешено двигаться по путям, если они располагаются справа относительно проезжей части. Как ни странно, но во многих крупных городах такая ситуация встречается часто.
  • Если рельсы возвышаются над дорогой или располагаются ниже нее (например, на газоне), то они относятся к разделительной полосе, движение по которой недопустимо по ПДД.
  • Запрещается выезжать на рельсы, предназначенные для встречного направления. Такое действие приравнивается к выезду на встречку и грозит конфискацией прав.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой. Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай

Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

В каких случаях можно выполнить разворот на дороге

В каких случаях можно выполнить разворот на дороге

Разворотом является маневр, в результате которого автомобиль изменяет направление своего движения . Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков. При развороте необходимо хорошо видеть движение других автомобилей вокруг, и быть видимым для всех участников дорожного движения.

Как  развернуться не доезжая до перекрестка

Данный маневр не относится к запрещающим, поэтому – можно (р. 8 п. 8.8). Необходимо выбрать участок дороги с наименьшим движением и хорошим обзором. Поворот можно осуществлять в один, два или три приема.

Разворот в три приема осуществляется в такой последовательности-  остановитесь возле правого бордюра. Включив левый поворот и оценив безопасность движения, поверните влево руль и двигайтесь вперед до противоположного бордюра. Остановившись, вращайте рулевое колесо вправо. Включите заднюю передачу и правый поворот. Оцените безопасность движения. Включите левый поворот, переднюю передачу и завершите разворот.

Правилами дорожного движения Р.8, п.8.5 регламентируется осуществление разворота на проезжей части в случае если слева находятся трамвайные пути

Разворот в два приема осуществляется в такой последовательности- включив правый поворот, приближайтесь к правому краю бордюра;  остановитесь сразу за въездом; выберите безопасный момент, включите заднюю передачу и заезжайте задним ходом во въезд; после остановки выключите поворот; выберите безопасный момент, включите левый поворот и завершите разворот.

Разворот в один прием осуществляется в такой последовательности:

  •  определитесь с местом для разворота;
  •  включив правый поворот и контролируя движение сзади, прижмитесь к правому бордюру;
  •  включив левый поворот, следите за движением со всех сторон;
  •  выбрав безопасный момент и вращая руль перехватом, разворачивайтесь;
  •  выровняйте колеса, увеличьте скорость, выключите левый поворот.

Правилами дорожного движения (Р.8, п.8.5) регламентируется осуществление разворота на проезжей части в случае, если слева находятся трамвайные пути. Поэтому, если есть трамвайные рельсы, то разворот нужно начинать с них, если это, конечно, не запрещено ПДД. Запретным фактором может стать разметка и дорожные знаки. В таком случае, вам необходимо уступать дорогу только встречным автомобилям и трамваю.

На дороге без трамвайных рельс разворот должен начинаться с крайней левой полосы проезжей части. При этом вы уступаете дорогу только встречному транспорту. Если ширина дороги небольшая, и водитель не может осуществить разворот с крайнего левого положения, то ПДД (Р.8, п.8.7) предусмотрено осуществление разворота с правого крайнего положения или даже с обочины. В таком случае необходимо уступать дорогу и попутным, и встречным автомобилям.

Осуществляя разворот с крайней правой полосы на дороге, следите, чтобы не было знаков, запрещающих остановку транспорта в данном месте, поскольку перед разворотом автомобиль нужно остановить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector