Класс трактора

Какие бывают тракторы. Классификация | Сельхозтехника

Для облегчения труда в энергоемких сферах конструкторы придумали огромное количество машин различного назначения. Вы знаете, что трактора есть на колесах, а есть на гусеницах. Наверняка слышали про тяговые классы.

На нашем канале мы будем писать много о сельхозтехнике. Поэтому нужно понимать их классификацию. Давайте же разберемся с понятием трактор и попробуем разобраться с его разновидностями.

Трактор — самоходная машина, созданная для выполнения механизированных работ различного назначения. Выполняет функцию транспортной и «энергетической» платформы для различных агрегатов и прицепов. Если проще, буксирует прицепы с грузом, либо транспортирует агрегаты различного назначения (погрузчики, плуги, сеялки и т.д.) и приводит их в действие.

По типу движения:

  • Гусеничные. Гусеничные тракторы отличаются меньшим удельным давлением и большим сцеплением с почвой, поэтому больше подходит для задач на поле.
  • Полугусеничные. Это тракторы, имеющие в своей ходовой кроме гусениц еще и колеса.
  • Колесные. Могут выполнять большее количество работ, чем гусеничные. Они более быстрые и менее проходимые. Подходят для полевых, транспортных, кормозаготовочных и других работ.

По типу остова:

  • Рамные. Представляет собой раму.
  • Полурамные. Состоит из полурамы, прикрепленной к корпусу заднего моста (как правило объединенного с коробкой переключения передач).
  • Безрамные. Состоит из нескольких соединенных корпусов.

По назначению:

Общего назначения. Обладают небольшим клиренсом (относительно) и большей мощностью. Предназначены для «простых» селькохозяйственных работ: тянуть прицеп, косить сено и т.д..

Универсально-пропашной. Подходит для обслуживанию пропашных культур и других сельскохозяйственных задач, которые характерны для тракторов общего назначения.

Специальный. Это трактора, которые имеют узкую специализацию. Например, свекловодческие, виноградоводческие и т.д.. Чаще всего на базе «обычных» тракторов.

По тяговому классу

Это усилие, при котором достигается максимальная производительность труда. Для тракторов выделяют девять классов: Мини-тракторы тягового класса 0.2 ; тракторы и самоходные шасси тягового класса 0.6 ; тракторы тяговых классов 0.9, 1.4, 2, 3, 4, 5, 6 . Но нужно признать, что 9 классов актуальны для сельского хозяйства. В современном мире есть промышленные трактора и более высоких классов: 7, 8, 9, 10, 15, 25, 75. Но они не характерны для сельскохозяйственных работ. Также есть машины с классом 0,1, но тракторами их назвать нельзя. Это мотоблоки с воздушным охлаждением.

Примерно такой классификации учат в учебных заведениях России. Поняв ее, будет проще понимать сельхозтехнику.

Давайте применим классификацию к тракторам

Один из советских тракторов Т-170 в сельскохозяйственном исполнении имеет индекс Т-170МГС.

По нашей классификации он гусеничный, специальный (скорее чисто пропашной в сельскохозяйственном исполнении, занят на распашке рисовых полей, но чаще всего Т-170 промышленного назначения), полурамный, шестой тяговый класс.

Рассмотренный нами в предыдущих публикациях ЮМЗ-6 является колесным, универсально-пропашным полурамным трактором с классом тяги 1.4 т. Такой трактор может выполнять пропашные работы в небольших хозяйствах, где не рентабельно держать более мощные и производительные.

Все параметры важны, но особенно, тяговое усилие. Во многом этот показатель зависит от двигателя. Например, современный «Кировец» К-744 комплектуется различными моторами с мощностью о т 300 до 428 л.с. . Соответственно, в зависимости от двигателя, получает разные тяговые классы: от 5 до 8.

Бывают ситуации, когда фермеры после приобретения нового трактора, поняв, что он не тянет, допустим новенький посевной комплекс, начинают незаслуженно негативно о нем отзываться. Мол плохой и слабый трактор, не умеют наши делать. А проблема всего лишь в том, что кое-кто хотел съэкономить и взял комплектацию с самым слабым двигателем в линейке.

Разобравшись с классификацией, фермерам будет проще сделать выбор в пользу той или иной техники.

Придумано и произведено большое количество тракторов, но успех ждет те хозяйства, которые умеют использовать их по назначению и по способностям. Согласитесь, глупо сеять пшеницу на ЮМЗ-6, когда есть К-701, который сделает больше, быстрее и дешевле. И еще глупее брать К-701 для обработки, грубо говоря, огорода, где можно обойтись минитрактором тягового класса 0,2.

Спасибо, что Вы с нами. Следите за нашим каналом . До скорых встреч!

Тяговое усилие трактора

Опыт эксплуатации показал, что все показатели классификации тракторов, весьма нестабильны и зависят в основном от скорости движения МТА, типа движителя и почвенных условий. Наиболее ста­бильным показателем оказалось тяговое усилие трактора, опреде­ляющее возможность его агрегатирования с различными машинами-орудиями, имеющими близкие тяговые сопротивления. Это и опреде­лило выбор основного классификационного показателя класса типажа тракторов — номинальное тяговое усилие, определение которого дано ранее. В основу построения типажа были положены три основных принципа.

1) экономическая оптимальность числа и набора типоразмеров, реализуемых в виде моделей тракторов. Чем меньше типоразмеров, тем больше в среднем может быть масштаб производства каждого из них, т.е. ниже себестоимость. Однако если их число слишком ограни­чено, то приходится использовать вместо оптимального слишком большой или слишком маленький трактор, что неэкономично и не­производительно ;2) номинальное тяговое усилие и скорости трактора в каждом классе обеспечивают максимальную производительность МТА.3) диапазон тяговых усилий трактора в каждом классе обеспечи­вает перекрытие тяг смежных классов тягами крайних рабочих пере­дач. Последний принцип гарантирует высокую производительность работы МТА для любого значения их тяговых сопротивлений в диа­пазоне тяговых классов типажа.Первый типаж тракторов, главными разработчиками которого были известные ученые НАТИ, профессора И. И. Трепененков и Д. А. Чудаков, был принят в 1946 г.Этот типаж имел шесть тяговых классов: 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3 и 6 (9), где последний класс 6 относился к сельскохозяйственному трак­тору, а 9 — к промышленному, хотя оба обозначения принадлежали одной модели гусеничного трактора. Отличие состояло в том, что ос­новная скорость сельскохозяйственного трактора была 1 м/с (3,6 км/ч), а промышленного — 0,6 м/с (2,2 км/ч). В первых трех классах движитель был колесный, а в остальных — гусеничный. В каждом классе оговаривались мощность двигателя и диапазон скоростей трак­тора.После реализации этого типажа к 1955 г. в дальнейшем перио­дически пересматривались основные параметры типажа — количество тяговых классов, мощность двигателей в них, рабочие скорости, базо­вое число моделей их модификаций. С 1961 г. типаж разрабатывался на пятилетний, а затем на десятилетний периоды.Действующие в настоящее время 16 тяговых классов приведены в ранее рассмотренных табл. 1 и 2, а полные типажи отечествен­ных тракторов, построенные в координатах мощность двигателя — тя­говый класс, приведены на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Типаж сельскохозяйственных тракторов и тяговые усилия тракторов.

Необходимо отметить, что если раньше типаж трактора выполнял плано­вые функции, обязательные для заводов-изготовителей, то при пере­ходе к рыночной экономике он имеет только рекомендательный ха­рактер.

Рис. 3. Типаж промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов.

Разработки перспективных типажей отечественных тракторов по-прежнему отвечают требованиям систематического повышения их технического уровня и конкурентоспособности. Они соответствуют наиболее устойчивым тенденциям мирового тракторостроения: по­вышение производительности МТА, увеличение тягового усилия трактора, улучшение условий труда трак­ториста и совершенствование экологических качеств трактора.Так, на основе широкого применения унификации в современ­ном типаже были разработаны и получили дальнейшее развитие се­мейства тракторов: колесные универсально-пропашные тракторы класса 0,6 (АО Владимирский тракторный завод); колесные универ­сально-пропашные тракторы класса 0,9 (АО Липецкий тракторный завод); универсально-пропашные тракторы класса 1,4 (ПО Минский тракторный завод); гусеничные сельскохозяйственные тракторы об­щего назначения класса 3 (АООТ Волгоградский тракторный завод); гусеничные и колесные сельскохозяйственные и промышленные тракторы класса 3 (Харьковский тракторный завод); гусеничные сель­скохозяйственные, промышленные и лесопромышленные тракторы класса 4 (Алтайский тракторный завод); колесные сельскохозяйст­венные, промышленные и лесопромышленные тракторы класса 5 (АО Петербургский тракторный завод, бывший Ленинградский Кировский завод); гусеничные лесохозяйственные и трелевочные тракторы клас­са 3 (АО Онежский тракторный завод); гусеничные промышленные и сельскохозяйственные тракторы классов 6 (10) и 25 (АО Челябинский тракторный завод); гусеничные тракторы классов 15, 25, 35, 50 (АО Чебоксарский завод промышленных тракторов).

  • Назад

  • Вперёд

Характеристика по тяговому усилию на крюке

Тяговый показатель исчисляется в килоньютонах (кН) или тонна-силах (тс.), где 1 тс. = 10 кН. Обычно в технических характеристиках для указания значения тягового усилия используют килоньютоны, а усилие в тонна-силах как значение, непосредственно отражающее тяговый класс. Например,  МТЗ 80 Беларус имеет тяговое усилие на крюке 14 кН с тяговым классом 1.4 тс.

Основным фактором, создающим усилие на крюке, является мощность двигателя, и передаточное число, формируемое трансмиссией на ходовые колёса.

Также нужно отметить, что работа гусеничных машин характеризуется низким давлением на почву за счёт большего пятна контакта с поверхностью, где в отличие от колёсных агрегатов данный показатель ниже в два раза. Для уменьшения степени уплотнения почвы колёсами применяют спаривание колёс ходовой части и снижение давления воздуха в шинах.

Внешние факторы влияющие на тягу

В курсе технологии механизированных работ, при практическом расчёте агрегатов, кроме основного сопротивления движению создаваемого используемым оборудованием, учитываются внешние переменные факторы, оказывающие влияние на тягу трактора в составе агрегата:

  • Угол склона или подъёма
  • Встречный или попутный ветер
  • Физическое состояние почвы
  • Уровень запылённости воздуха

Перечисленные факторы выражаются коэффициентами и берутся из научных справочников по расчёту агрегатов.

Для улучшения тягово-сцепных условий, дополнительно трактор может оборудоваться:

  • Гидродогружателем сцепного веса в навесной системе
  • Балластными грузами спереди трактора или заполнением жидкостью полости шин колёс
  • Дополнительными сдваиваемыми колёсами для увеличения контактной площади с поверхностью поля

Что представляют собой тракторные права?

Основное назначение тракторных прав – это документ, который даёт право управлять самоходной техникой определённых видов. Права не нужны, если транспорт используют только на личной территории, без выезда на площади общего пользования. В остальных случаях наличие документа обязательно.

Управление техникой определённого вида – это главное отличие между тракторными и автомобильными правами. А правила выдачи являются еще одним важным отличием. В случае утери документов должно пройти некоторое время, прежде чем появится право на повторную сдачу экзамена и получение доступа к правам.

Классификация тракторов по назначению, тяговому классу, ходовой

Тракторы – разновидность сельскохозяйственных, промышленных или других самоходных машин, обладающих определенными техническими характеристиками, возможностями и отличающиеся конструкцией. В комплекте с дополнительным навесным, полунавесным и специальным рабочим оборудованием значительно расширяются возможности и функционал тракторов, что превращает их в машинно-тракторный агрегат. Классифицируют данные агрегаты по ряду признаков.

Рассмотрим наиболее распространенные и важные классификации.

Классификация тракторов по назначению и специфике работ

По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.

Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:

  • общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
  • универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
  • универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
  • специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.

Промышленные агрегаты делятся на:

  • общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
  • болотоходные;
  • специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
  • лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.

Классификация по типу ходовой системы

По типу ходовой системы делятся на колесные, гусеничные и смешанные.

Колесные трактора передвигаются с помощью колесного движителя. В стандартной компоновке агрегаты имеют 4 колеса. 2 передних колеса обычно имеют меньший диаметр и являются управляемыми, 2 задние колеса имеют больший диаметр и являются ведущими. Коротко такая колесная формула обозначается 4К2.

Гусеничные трактора, соответственно, передвигаются с помощью гусениц. Агрегаты со смешанным типом движителя приводятся в движение одновременно колесами и гусеницами.

Классификация тракторов по тяговому классу

Тяговый класс трактора зависит от усилия агрегата при полной его эксплуатационной массе, которое он развивает на поверхности средней плотности и влажности. Для сельскохозяйственных и промышленных тракторов общего назначения класс тяги тракторов представлен в таблице ниже:

Рассмотрим классификацию по мощности тракторов более подробно. Трактора и мотоблоки 0,1 и 0,2 тягового класса относятся к малогабаритным агрегатам малой мощности, которые подойдут для владельцев небольших участков. Ярким примером агрегатов тягового класса 0,2 является минитрактор КМЗ.

Трактора 04, 06, и 0,9 тяговых классов уже более мощные и функциональные, способные справляться с широким спектром работ на больших земельных участках.

Механизмы тягового класса 1,4 относятся к агрегатам средней мощности и представлены в основном универсально-пропашными тракторами. Их функциональность очень обширна – от обработки грунта и посевных работ до транспортировки и лесозаготовки.

2 тяговый класс представлен усиленными колесными и гусеничными моделями, которые при соответствующем навесном оборудовании могут выполнять фактически весь известный спектр работ. Трактора этого класса можно считать самыми распространенными и популярными.

Трактора 3 тягового класса активно используются не только в сельском хозяйстве, но и в разных отраслях промышленности. 4 тяговый класс представлен в большинстве гусеничными моделями с высоким уровнем проходимости в любых условиях. Трактора 5-7 классов характеризуются большой массой и проходимостью, широким функционалом, предназначены для сложных условий труда.

Классификация тракторов по экологичности

Четко определить экологический класс трактора той или иной модели сложно, поскольку строгой классификации по данному критерию не существует. При выборе агрегата с точки зрения экологичности, в первую очередь руководствуйтесь мощностью двигателя и устройством топливной системы.

Чем меньше мощность силового агрегата – тем меньше расход горючего и, соответственно, выбросы в атмосферу.

Устройством топливной системы современных тракторов в большинстве случаев предусмотрены хорошие системы очистки топлива и отработанного выхлопа, поэтому данные машины могут считаться безопасными в экологическом плане.

Базовая модель «Беларус МТЗ-330»

Данное семейство включает в себя семь моделей компактных тракторов 0,6 тягового класса, мощностью от 33 до 36 лошадиных сил. Производятся они на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, входящем в состав МТЗ.

  • «Беларус МТЗ-311» оснащён китайским трёхцилиндровым дизельным двигателем «Laidong 3Т30» мощностью 33 л.с., или 24,3 кВт, рабочим объёмом 1,617 л. Коробка переключения передач оснащена 8 передними и 4 задними передачами. Сцепление: однодисковое, фрикционное, постоянно замкнутое. Колея – изменяемая, с шириной в 1 м, 1,2 м, 1,35 м. Оснащён гидроусилителем руля и удобным регулируемым сиденьем. Задний вал отбора мощности, зависимый, 540 об/мин. Цена такого трактора – 395 000 рублей – с колёсной формулой 4х2; 450 000 рублей – с колёсной формулой 4х4.
  • «Беларус МТЗ-311М» комплектуется трёхцилиндровым дизельным двигателем Минского моторного завода «MMZ-3LD». Мощность этого силового агрегата – 35,4 л.с. (26 кВт). Также доступен с колёсной формулой 4х2 или 4х4. В первом случае новый трактор будет стоить 410 000 рублей, во втором – 470 000 рублей.
  • «Беларус МТЗ-320.4» оснащается разработанным в Италии дизельным двигателем «Lombardini» LDW1603/B3, сертифицированным по III-й ступени Директивы 2000/25/ЕС. Мощность – 36 л.с., рабочий объём цилиндров – 1,649 л. КПП – механическая, ступенчатая с шестернями постоянного зацепления, с зубчатыми муфтами легкого включения, двухдиапазонная с понижающим редуктором, – обеспечивает 16 передач переднего хода и 8 – заднего. Муфта сцепления сухая, однодисковая, фрикционная, постоянно замкнутая. В отличие от уже названных «младших братьев», уже оборудуется полноценной отапливаемой кабиной. Стоимость такого трактора – 660 000 рублей.

  • «Беларус МТЗ-320.4М» укомплектован трёхцилиндровым дизельным двигателем Минского моторного завода «MMZ-3LD» мощностью 35,4 л.с. Цена этого варианта малогабаритного трактора составляет 590 000 рублей.
  • «Беларус МТЗ-320.5» оснащается итальянским дизелем «Lombardini» LDW1603/B3. Отличается от «МТЗ-320.4» иной компоновкой капота («скошенной» вперёд). Стоимость – 660 000 рублей.
  • «Беларус МТЗ-321» – также с мотором «Lombardini» LDW1603/B3, без кабины. Цена составляет 620 000 рублей.
  • «Беларус МТЗ-321М» – с дизелем «MMZ-3LD», без кабины. Сто́ит 570 000 рублей.

Таблица и описание отдельных тяговых классов промышленной техники

Внизу приведена диаграмма классификации промышленных, лесозаготовительных и лесохозяйственных тракторов, с учетом мощности двигателя и рассчитанного класса номинальной тяги.

Особенностью лесохозяйственной техники стоит отметить не целесообразность применения для данной задачи техники ниже 0,6 класса тяги, а для промышленных работ тракторов ниже 2 класса.


Еще одной особенностью данных агрегатов стоит считать применение полно приводной колесной базы с равновеликими колесами, или же гусеничной базы. «Полноценный» промышленный трактор появляется в 4-том тяговом классе, связано это в первую очередь с тяжестью выполняемых работ и не в последнюю очередь с неравномерностью нагрузок и различным их знакопеременным значением. Промышленные и лесохозяйственные тракторы применяют для:

  • лесозаготовительных работ
  • транспортировочных
  • подготовки земель освобожденных от леса к распашке
  • подготовки грунта для строительных работ
  • рытья траншей
  • бурения
  • прокладки систем водоснабжения, коммуникационных систем, систем электроснабжения
  • разработки грунтов содержащих полезные ископаемые
  • технологических процессов в металлургических и химических производств, атомной энергетике
  • проведения работ в городском коммунальном хозяйстве, так и для устранения магистральных проблем

К отечественным производителям техники данного класса можно отнести ОАО «Алттрак» — Алтайский тракторный , ОАО «Промтрактор», ООО «ЧТЗ — Уралтрак».

Классификация дизельного топлива

Search results for »

Дизельное топливо по популярности уступает бензину, но продолжает использоваться в двигателях самых разных типов. При этом обладает множество неоспоримых достоинств перед другими видами топлива. Имеются определенные особенности дизеля. В первую очередь это касается классификации.

Ранее дизельное топливо чаще использовалось для заправки двигателей тракторов, а также аналогичной техники. Причиной тому является более низки расход топлива на каждый мотто-час, потери мощности по сравнению с бензиновыми двигателями незначительные. Ещё одна причина распространенности дизельных моторов – экологическая и пожарная безопасность. Так как взрывы, возгорания газового оборудования происходят на порядок чаще.

Классификация тракторов по тяговому классу

Типы и свойства тормозной жидкости, совместимость. Как заменить

Машины сельскохозяйственного предназначения отличаются между собой не только по моделям, внешнему виду, но и по тяговому классу. Это одна из важных характеристик, показывающая какое наибольшее тяговое усилие может развивать трактор. Параметр зависит от условий эксплуатации машины и вида грунтовой поверхности. При работе в топкой местности трактор способен перемещать груз меньшей массы, чем по песку или сухой поверхности земли. Трактора классифицируются по тяге, развиваемой на поверхности земли.

Классификация тракторов

Тяговый класс техники относится к ведущему показателю, который учитывается при приобретении трактора. Чтобы выполнить работы в сложных условиях этот показатель должен быть как можно выше. Трактор с тягой большей мощности потребляет много топлива и прочих смазочных материалов.

Модели машин сельскохозяйственного предназначения подразделяются на основные тяговые классы:

  • Класс 01; 02. Этот тип тракторов относится к мелким представителям машин: модели маленьких габаритов и мотоблоки. Техника применяется для выполнения простых работ на дорогах с твердым грунтовым покрытием. В основном используются для проведения работ в личных домашних усадьбах.
  • Класс 0,4; 0,6 и 0,9. Модели машин небольшой мощи колесного типа, используемые при сельскохозяйственных работах, без применения прицепных устройств большой мощности. Машины безупречны для посева и уборке сельскохозяйственных культур.
  • Класс 1,4. Машины этого типа относятся к категории со средней мощностью. К ним могут применяться специальные агрегаты для проведения пропашных работ. Сфера их эксплуатации обширна: пахота, посевные работы, распространение удобрений, прополка, полив посевов, работы по заготовке леса и другие работы.
  • Класс 2. Техника колесного типа с большей мощностью, эксплуатируемые практически везде, одни из распространенных и востребованных моделей. Используются машины практически во всех сельскохозяйственных работах, а также в сфере коммунального хозяйства и строительстве. Имеют возможность монтажа дополнительных механических установок для выполнения работ по погрузке грузов и их выгрузке, а также для их перемещения к месту назначения.
  • Класс 3. Этот тяговый класс техники включает в себя тракторы колесные и гусеничные. Основное предназначение машин заключается в выполнении сельскохозяйственных работ. Помимо этого допускается эксплуатация машин в промышленных отраслях и при добыче горной руды в карьерах открытого типа.
  • Класс 4. Тракторы, производятся специально для работ в степи, гусеничного типа. Техника имеет большую степень проходимости по рыхлой и болотистой почве, где колесные машины не справятся с выполнением требуемых работ.
  • Класс 5. Машины колесного типа, приспособлены к выполнению работ в местах с трудной проходимостью. Это возможно выполнить благодаря полному приводу и большим размерам колес, оснащенным особыми протекторами. В большинстве случаев используются в для работ в сельском хозяйстве в период посевной кампании и проведения работ по уборке урожая, а также для перемещения прицепов, грузов в период распутицы.
  • Класс 8; 10; 15; 25 и 75. Трактора обладают большой проходимостью, эксплуатируются в болотистых вязких местах и с рыхлым грунтом. Могут выполнять работы на территории с сильной заболоченностью. Работы можно выполнять независимо от условий погоды и присутствия дорог.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector