Awd привод на машине: особенности, плюсы и минусы
Содержание:
- Подключаемый полный привод (part-time 4wd)
- Полный привод в российской мифологии
- Так чем же отличаются разные типы привода?
- Система стабилизации: все типы привода равны!
- Монопривод
- Достоинства и недостатки
- Толкаем
- Какой привод автомобиля лучше
- Классический механизм
- Преимущества и недостатки
- Что лучше выбрать: передний привод или задний?
- Типы оптических приводов
- Виды формфакторов
- Какой же вывод сделать?
Подключаемый полный привод (part-time 4wd)
Данная система предполагает передвижение в обычных условиях в “недоприводном” режиме (т.е. с приводом только на передние или только на задние колеса) и включение полного привода только тогда, когда в нем действительно возникла необходимость – в грязи, в снегу, на льду, при движении по сильно пересеченной местности. Хрестоматийными представителями машин с системой подключаемого полного привода является отечественный УАЗ (вся линейка), Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero, Suzuki Jimny, большинство компактных пикапов итд. Классический part-time привод подразумевает включение полного привода вручную, когда водитель понимает, что в нем есть необходимость. Классический pert-time с ручным подключением полного привода не имеет межосевого дифференциала и ориентирован на использование в условиях бездорожья и невысокие скорости. Использование подобного типа привода на сухих покрытиях опасно, поскольку значительно снижает управляемость машины (особенно на поворотах) и создает значительные нагрузки на трансмиссию (т.н. “циркуляция мощности”), что ведет к ускоренному ее износу.
Дорожная обстановка часто складывается таким образом, что водитель не всегда может верно оценить ситуацию и своевременно переключиться в полноприводный режим. Развитие микропроцессорной техники и ее активное внедрение в автомобилестроение привело к возникновению трансмиссии с автоматически подключаемым полным приводом. Основная ее идея заключается в том, что электроника “следит” за дорожной ситуацией и автоматически задействует полный привод, когда он необходим, отключая его, как только такая необходимость исчезла.
Практически все современные кроссоверы и универсалы повышенной проходимости, а также вседорожники класса “люкс” имеют на вооружении систему подключаемого полного привода, управляемую электроникой.
Несмотря на всю привлекательность подобного решения оно имеет множество минусов. Полный привод, подразумевающий ручное подключение, как уже говорилось, не всегда может быть включен именно тогда, когда в нем действительно есть потребность. Здесь все зависит от опыта водителя, а опыт, как известно – сын ошибок трудных, и приобретается он либо после нескольких часов вытаскивания автомобиля из грязи или снега, либо (что печальнее) после ДТП, которого можно было избежать.
Главный же недостаток подключаемого привода, управляемого электроникой, заключается в том, что такая трансмиссия не рассчитана на длительную работу в полноприводном режиме. Это связано с конструктивными особенностями подобной системы и самой идеологией ее использования: подключить при возникновении опасной ситуации – выключить, как только опасность миновала. Элементы такой трансмиссии, отвечающие за передачу крутящего момента на подключаемые колеса, не рассчитаны на продолжительную эксплуатацию под нагрузкой (например несколько километров по глубокому снегу или грязи при активной пробуксовке).
В большинстве подобных систем применяются всевозможные вариации на тему многодисковой муфты – пакета дисков, прижимающихся друг к другу при активации полного привода и передающих крутящий момент на подключаемые колеса. При длительной работе под нагрузкой такие муфты сильно нагреваются, а при перегреве выходят из строя. Большая часть автоматических систем самостоятельно отключают полный привод, как только возникает опасность перегрева. Водитель в такой ситуации обнаруживает, что оказался в сложной ситуации без поддержки, на которую сильно рассчитывал. Особенно обидно, когда “умная” автоматика, спасая систему от перегрева, отключает вторые ведущие колеса в тот момент, когда останавливаться просто нельзя.
Особняком от перечисленных выше вариантов схемы part-time стоит трансмиссия SuperSelect, применяемая на автомобилях Mitsubishi Pajero и дорогих версиях пикапа L200, а также система Multi-Mode, применявшаяся в Toyota HiLux Surf и 4Runner. Эти трансмиссии позволяют двигаться как в “недоприводном” режиме для экономии топлива, так и в режиме постоянного полного привода без ущерба для управляемости и риска повредить трансмиссию. Фактически, это трансмиссия full-time 4wd, которую можно принудительно перевести в режим, при котором крутящий момент передается только на два колеса. Такие системы более сложны и дороги, чем традиционный part-time с ручным управлением и имеют в своем составе межосевой дифференциал, который может быть заблокирован при необходимости. На мой взгляд, это наилучшее из конструктивных решений трансмиссий part-time, которым может быть оснащен автомобиль для выездов подальше от цивилизации.
Полный привод в российской мифологии
Короче говоря, полный привод дает только два преимущества – быстрый разгон на скользкой или рыхлой дороге и проходимость на рыхлой. Все!!! Все остальное – вымыслы и мифы!
Представляю страницу Википедии «полный привод» через пару тысяч лет: «В древнероссийской мифологии — бог езды по скользкой дороге, вымышленный водителями 80-х годов 20-го века и поддерживаемый производителями и дилерами автомобилей с целью извлечения прибыли. По преданию, бог скользкой дороги Полный привод убил сначала бога асфальта – Заднего привода за то, что он так и не сумел быстро разогнаться по снегу и не был достоин называться богом. Потом бог Полный привод организовал тайный заговор против своего более дешевого конкурента — бога народного водителя – Переднего привода и выжил его с неба, объявив себя богом всех водителей и всех дорог…» А что, забавно получилось :)))
Так чем же отличаются разные типы привода?
Выходит, говорить об отличиях в поведении автомобилей в экстремальной ситуации имеет смысл лишь при условии, что система стабилизации отключена или отсутствует вообще. Есть, конечно, отличия, которые проявляются и при включенной системе, такие как динамика разгона на скользкой дороге, проходимость, комфорт, управляемость. Давайте по порядку обо всем расскажу.
Конструктивные отличия
Сначала опишу конструктивные отличия, а потом разберу отличия уже в поведении автомобилей с разными типами привода. Более всего различаются передний и задний приводы. Основных отличий два.
Распределение работы между осями
У заднеприводного автомобиля работа колес распределена оптимально: задние колеса – ведущие, передние – управляющие. Это обеспечивает хорошую управляемость заднеприводных машин. У переднеприводного автомобиля всю эту работу выполняют передние колеса – и тянут, и поворачивают. Эта особенность переднего привода ограничивает его возможности добавления «газа» в поворотах.
Распределение веса между осями
У заднего привода вес оптимально распределяется между осями – как правило, 50/50. Это также обеспечивает хорошую управляемость заднеприводных автомобилей. У переднего привода, чаще всего, на переднюю ось приходится больше веса, чем на заднюю – 60/40 или даже бывает 70/30, что делает его менее управляемым, чем задний привод. То есть, благодаря тяжелой «морде» передний привод отлично держит дорогу на прямой, но и уходить с этой прямой он тоже не хочет, даже когда его просят. Куда уходить? Ну, в поворот, например
Система стабилизации: все типы привода равны!
А теперь пойдем еще дальше и вспомним, что большинство современных автомобилей оснащается системой динамической стабилизации или еще ее называют системой курсовой устойчивости. Та самая система, что часто встречается под аббревиатурами DSC или ESP. Что делает эта система? Во-первых, она подтормаживает те или иные колеса автомобиля при его попытке улететь с дороги, пойти в занос и других неприятностях. Во-вторых, она «душит» мотор при попытке водителя переборщить с педалью газа и возникновении пробуксовки ведущих колес. Вообще, этим занимается антипробуксовочная система, которая либо является частью системы стабилизации, либо существует отдельно, когда на машине нет опции подтормаживания отдельных колес.
Как вы понимаете, система стабилизации не дает возможности водителю передозировать газ и не допускает пробуксовки ведущих колес. А значит, система стабилизации лишает машины с разными типами привода тех отличий, которые были бы в случае ее отсутствия. То есть Жигули, Лада и Нива, имея разный тип привода, отличаются своим поведением в скольжении ощутимо и принципиально. В то время как BMW 3, Volkswagen Passat и Audi А4 Quattro этих отличий лишены в силу невозможности скольжения по причине вмешательства системы стабилизации. Конечно, если выехать на скользкую площадку на этих машинах и поотключать системы, можно здорово порезвиться на них и вкусить разницу. Но в городской езде в транспортном потоке это совсем неактуально.
Отсюда следует важный и бескомпромиссный вывод: поведение современного автомобиля с любым приводом определяется не типом привода, а настройками системы стабилизации.
Монопривод
Монопривод означает, что у автомобиля ведущей является только одна ось из двух. Хронологически, на автомобилях первым начали применять задний привод. Задние колёса были ведущие, передние управляемые. Технологии того времени не позволяли совмещать привод на ось и возможность ею управлять. На современных автомобилях привод на задние колёса распространён в меньшей степени.
Таким типом привода обычно оснащают автомобили «Е» класса и выше, изредка «D» класса. Меньшая популярность вызвана особенностью компоновки таких авто. От двигателя к задней оси необходимо протянуть карданный вал, для передачи крутящего момента.
Это требует наличия в кузове трансмиссионного тоннеля, который отнимает пространство на заднем ряду сидений. Также, автомобили с задним приводом предъявляют повышенные требования к водительским навыкам(особенно зимой или на скользкой дороге). Но считается, что такие автомобили имеют лучшую управляемость.
Достоинства и недостатки
Электроприводу не страшен сибирский мороз…
…и пески Сахары
Достоинства
Широкое применение электропривода для управления арматурой объясняется рядом его достоинств и преимуществ по сравнению с другими видами приводов:
- он может обеспечить централизованное управление любыми типами и классами арматуры;
- не требуется внутренний подогрев при температурах окружающей среды до -50С и до -60С;
- способен обслуживать арматуру разных размеров условного прохода, от минимального до максимального;
- к электроприводу требуется подвод только одного вида энергии, а при монтаже схемы управления приводом имеется мало вынесенных и при этом несложных электрических соединений;
- в отличие от большинства других приводов он может монтироваться не только непосредственно на арматуре, но и на расстоянии от неё;
- может быть снятым с действующей арматуры (для ремонта), не создавая опасности самопроизвольного изменения положения рабочего органа;
- возможно его использование для механизации действующей арматуры, снабженной маховиком ручного управления, без переделки последней;
- при наличии встроенного блока суперконденсаторов, привод может возращаться в крайние положения «нормально закрыто» или «нормально открыто»
- может использоваться для постоянного регулирования трубопроводной арматуры
- электросеть свободна от недостатков, свойственных другим сетям (засорение, обмерзание и т. д.).
Не существует других приводов, использующих один вид энергии, которые были бы в состоянии обеспечить местную и дистанционную сигнализацию как крайних положений рабочего органа арматуры, так и промежуточных; подачу сигнала на пульт в случае заедания подвижных частей арматуры или попадания посторонних предметов в её полости; блокировку работы арматуры; остановку рабочего органа арматуры в промежуточном положении без опасности его самопроизвольного перемещения.
Недостатки
Электрические приводы имеют и ряд недостатков:
- детали электроприводов подвержены износу в большей степени, чем детали некоторых других, поэтому они нуждаются в регулярном обслуживании, уходе;
- контакты привода являются источниками радиопомех;
Не рекомендуется использовать электропривод для управления , что связано с трудностью уменьшения влияния на арматуру инерционных масс привода. Нецелесообразно применение электропривода в случаях, когда его питание должно осуществляться от автономного источника энергии (наиболее целесообразная форма хранения энергии — сжатый воздух). Не используется электропривод для работы на объектах особой взрывоопасности.
Толкаем
Все минуса переднего привода – это плюсы заднего. Распределение веса стремится к идеальным 50/50, что улучшает баланс и управляемость. Вибрации мотора и коробки практически не передаются на кузов, что улучшает комфорт в салоне. При резком старте, вес перераспределяется на заднюю ось, и ведущие колеса получают лучшее сцепление. Машину с задним приводом легче отправить в контролируемый занос и управление интуитивно проще, а прохождение поворотов утешит ваши драйверские амбиции.
Основной минус заднего привода в том, что его производство дороже, деталей, которые могут поломаться – больше, а место в салоне крадет центральный тоннель, в котором прячется карданный вал. Для машин со спортивным характером, задний привод предпочтительней. Это же касается машин, где во главу угла поставлен комфорт.
Взвесив все плюсы и минусы, как заднего, так и переднего привода. Проанализировав, для каких целей нужен автомобиль, и в каких условиях его эксплуатировать, приходишь к выводу, что лучше все-таки… полный привод! Наверно это он, самый правильный ответ на вопрос, «Какой привод лучше, задний или передний?»
Какой привод автомобиля лучше
Разные виды приводов автомобиля ведут себя по-разному в разных условиях. Поэтому сравнивать их достаточно сложно, ведь там, где проявляются недостатки одной конструкции, могут проявиться достоинства другой. Поэтому рассмотрим все типы отдельно.
Преимущества переднего привода
Прежде чем решать, что лучше – передний или задний привод автомобиля, стоит разобраться с каждым из них подробнее. В переднеприводных моделях крутящий момент от двигателя передаётся на передние колёса, которые как бы тянут машину за собой. Поэтому проходимость у такой конструкции довольно неплохая, а занос слабый.
Такой тип привода одинаково неплохо ведёт себя как на сухом асфальте, так и на мокром, и при разгоне, и в движении. Он хорош для начинающего водителя, с ним легко освоиться.
Стоимость такой конструкции самая небольшая, поэтому она применяется на многих бюджетных автомобилях, хотя встречается и на люксовых.
Автомобиль с передним приводом
Преимущества заднего привода
Задний привод используется в отечественных моделях, а также в большинстве японских, европейских и американских.
По управляемости заднеприводные машины практически не отличаются от переднеприводных. При движении по сухому асфальту без системы ESP они лучше ведут себя всех, как и при разгоне на сухой дороге. Такие машины обладают хорошей динамикой, в них меньше ощущается вибрация и лучше комфорт.
А вот на мокрых или скользких дорогах заднеприводные машины полностью теряют свои преимущества – задние колёса на старте норовят уйти в занос, в поворотах проявляется избыточная поворачиваемость с заносом. Да и проходимость у них хуже, поэтому идеальная дорога для таких машин – асфальт, по возможности сухой. Дело в том, что задние колёса толкают автомобиль, и чем легче его задняя половина, тем хуже сцепление шин с дорогой, и больше вероятность заноса.
Чтобы окончательно разобраться, какой привод для машины лучше, рассмотрим еще один, менее распространённый.
Задний привод
Преимущества полного привода
В этом варианте крутящий момент от двигателя передаётся одновременно на обе оси – переднюю и заднюю. Это обеспечивает отличную проходимость – собственно, для этого и существует такая конструкция, ведь применяется она в основном во внедорожниках и некоторых кроссоверах.
Полноприводная машина отлично разгоняется и ведёт себя на дороге любого типа – сухой, мокрой, скользкой, на склонах и спусках. Однако управление требует навыков и повышенной внимательности, так как неравномерное распределение тяги на осях может нарушить управляемость.
При высокой проходимости и прочих достоинствах полноприводные машины имеют более сложную конструкцию, они гораздо тяжелее, расходуют больше топлива, да и стоимость их самая большая. Ремонт тоже выйдет недёшево.
Автомобиль с полным приводом
Классический механизм
Классикой считается ременный привод. Это относительно простой механизм – обороты с движка подаются на шкив барабана посредством резинки. Ремни, которыми оснащены современные машины, очень тонкие и эластичные – за счет этого достигается невысокий уровень шума при работе стиралки. Внутренняя поверхность ремешка обычно имеет тканевую основу, которая позволяет снизить вибрацию.
Различают два вида приводных ремней:
- клиновидные – они имеют на своей поверхности характерный рисунок;
- ручейковые – имеют продольную ребристость на «изнаночной» поверхности, за счет чего достигается хорошее сцепление с барабанным «колесом» и шкивом мотора.
На самом деле, существенных различий между клиновидными и ручейковыми ремнями привода нет. У них примерно одинаковые характеристики и сцепные свойства
Поэтому заострять внимание на типе резинки не стоит
Резинки имеют свойство растягиваться и даже рваться, особенно, при периодическом перегрузе машинки бельем. Однако несомненные преимущества ременной передачи – дешевизна и ремонтопригодность. Заменить ремень по силам даже домохозяйке, причем стоить комплектующие будут совсем недорого.
Многие покупатели, выбирая автомат, всегда смотрят на цену. Расходы на производство машинки с ременным приводом гораздо ниже, что отражается на конечной, невысокой стоимости такого стирального оборудования. Но в чем же выигрывают более дорогие прямоприводные стиралки? Попробуем разобраться.
Преимущества и недостатки
Автоматика для распашных ворот имеет ряд преимуществ:
В первую очередь это упрощает процесс открывания ворот
Особенно это важно в непогоду: когда идёт снег, дождь или сильный мороз. Вам не придется выходить на улицу, чтобы вручную открыть ворота.
Кроме того, вам не нужно будет для этого применять силу.
Вы сэкономите еще и время: стоит лишь нажать на кнопку, чтобы ворота сами открылись
Если бы вы открывали ворота вручную, на это потребовалось бы больше времени. А среднее время открывания распашных ворот с помощью автоматики составляет 15 секунд.
Ещё одно большое преимущество – ворота надёжно фиксируются приводом. Таким образом, конструкция является полностью безопасной.
Ряд изделий имеет важное преимущество в виде подсветки. Когда ворота открываются, подсветка автоматически включается и подсвечивает всю придомовую территорию, чтобы вам было легче въехать на машине
Так вы сможете увидеть, кто заходит или заезжает на территорию, в нужный момент закрыть дверь.
Автоматика позволяет сделать открытие ворот более плавным и бесшумным. Так, створки двигаются тихо и не будят домочадцев даже ночью.
Автоматическая система открывания ворот является надёжной и долговечной. Она способна служить долгими десятилетиями при правильном обслуживании и уходе.
Многие системы предполагают функцию блокировки створок. Таким образом, вы сможете обеспечить полную безопасность эксплуатации и не будете беспокоиться за взлом таких ворот.
Несмотря на то, что ворота являются полностью автоматическими, их можно открывать и без электроэнергии. Так, многие модели оснащаются специальным ключом, который поможет открыть их вручную. Поэтому у вас не возникнет неприятных и неловких ситуаций, из-за которых вы не сможете попасть домой.
Некоторые покупатели сталкиваются с недостатками автоматических систем:
- Многие системы не работают в сильный мороз. Поэтому иногда приходится открывать ворота руками, чтобы не испортить механизм.
- Недорогие автоматизированные приводы двигаются не слишком плавно, даже, наоборот, отрывисто, поэтому быстрее изнашивают конструкцию ворот.
- Качественные и надёжные системы требуют наличия широких столбов для того, чтобы туда можно было закрепить блок с редуктором. Для нормальной работы системы необходимо предусмотреть некоторые условия. Нужно будет учесть вес ворот, размер створок, а также ширину столбов.
- Некоторые также сталкиваются с поломкой механических частей автоматики. Обычно это связано с заклиниванием створок из-за того, что на пути ворот при раскрытии есть какие-либо преграды. Таким образом, приходится переводить механизм на ручной режим и самостоятельно регулировать ворота.
Что лучше выбрать: передний привод или задний?
Вопрос требует сугубо индивидуального подхода. Конечно, нельзя сравнивать условия дороги и вождения в разных регионах. Где-то от автомобиля требуются одни условия, где-то другие. Поэтому рассмотрим где и когда можно выиграть от того или иного варианта.
Передний привод прекрасно подойдет если:
- Водитель начинающий и нужно быстро привыкнуть к эксплуатации транспортного средства.
- Приобрести автомобиль высокой степени надежности, где ремонт и замена деталей трансмиссии не потребует серьезных вложений.
- Водитель желает экономичного расхода топлива.
Задуматься над приобретением полного привода стоит, если:
- В регионе часто меняются погодные условия. Рабочие четыре колеса лучше помогут справиться с дождем, гололедицей и снегом.
- Приходится выбираться на бездорожье.
- Водитель желает максимальной управляемости и маневренности на дороге.
С точки зрения опыта вождения, передний привод, конечно, будет более кстати новичку. Дополнительные моменты могут быть уникальными и очень индивидуальными, поэтому при покупке авто можно и нужно советоваться с профессионалами.
Типы оптических приводов
Чтобы разобраться в востребованных типах устройств, наведем их характеристики.
- CD-ROM. Читает самые обычные CD диски, скорость таких приводов обычно 52х, существуют устройства, где показатель достигает 56х. На сегодняшний день такое привод же считается устаревшим, используется крайне редко, зачастую в малобюджетных компаниях. Преимуществ у такого привода практически нет: не совсем рационально тратить деньги на диски с маленьким объемом, если можно совсем немного добавить и купить те же
- CD-RW. Этот вид следует за предыдущим, тут уже появляется возможность не только читать данные с самых простых дисков, но и записывать их. Сегодня эти приводы тоже встречаются не часто, и опять же, только в офисах.
- DVD-ROM. Это уже более современный привод, который имеет возможность считывать данные и с формата DVD. Однако сегодня тоже уже не актуален.
- DVD-CD-RW Combo. Эта ступень эволюции устройств еще называлась «Combo-драйвом». Привод имеет возможности DVD-ROM и CD-RW. Он уже умеет считывать CD и DVD и обладает функцией записи CD-R и CD-RW. Устройство длительное время было лидером продаж, однако сегодня уже спрос практически отсутствует.
- DVD-RW. Это, конечно же, самое востребованное устройство на данном этапе. Этот вид выполняет все вышеперечисленные функции. Его перспективы весьма радужные из-за обладания полноценным функционалом и вполне приемлемой ценой. Сегодня уже редки случаи, когда персональный компьютер обладает другим устройством.
Виды формфакторов
Рассмотрим теперь формфакторы. Бывают устройства внутреннего и внешнего исполнения.
Первый вариант имеет высокую популярность в России. Внутренние устройства ставятся в отсек 5,25 дюймов. Также выделяют несколько подвидов: щелевой и лоточный – они отличаются по параметрам загрузки. Соответственно, лоточный привод с лотком, который выезжает, в него кладется болванка, в щелевом варианте ничего не выезжает – диск просовывается в щель и считывается.
Внешние приводы подключаются к ПК с помощью USB или FireWire. Они отличаются как по дизайну, так и по характеристикам. В продаже можно найти и довольно крупные модели, которые имеют необходимость питаться от сети, а есть и оригинальные модели, которым достаточно USB 2.0. Конечно, рыночная доля внешних устройств намного меньше, чем внутренних.
Устройства для ноутбуков. Для портативных компьютеров также продаются данные комплектующие. Их формфактор внутренний, однако конструкция немного иного вида – утонченней (Slim). В общем-то, понятно, что размеры ноутбуков не располагают местом для крупных элементов.
«Slim-оптика» также разделяется по типу загрузки: лоточный и щелевой виды. Принципы функционирования идентичны, единственное различие в том, что лоток выезжает не полностью, как в устройствах для портативных компьютеров, а лишь на часть – дальше приходится выдвигать его самостоятельно.
Какой же вывод сделать?
В каждом случае перед покупкой авто следует разобраться и уяснить особенности каждого механизма, дабы в аварийной ситуации Вы смогли сделать правильные действия. Для тех, кто любит быструю езду – особых отличий между этими механизмами нет.
Главное, твердо уяснить, что делать при заносе авто, дабы не потерять управление транспортом
Важно не потерять самообладание, а вывести авто из аварийной ситуации, учитывая особенности переднеприводного и заднеприводного механизмов
Хочется отметить еще несколько рекомендаций:
- если Вы любите скоростную езду, чаще всего ездите по трассе, скользкой дороге, то правильным выбором будет задний привод;
- для передвижения в городе, на невысоких скоростях — передний привод будет отличным решением!
Если же задать этот вопрос автомобильному инженеру, то ответ Вы получите следующий: на заднем приводе передние колеса создают эффект торможения, а толкающие задние – избыточную силу.
Поэтому такие модели тяготеют к заносу, а переднеприводные на поворотах ведут себя менее «адекватно», происходит снос передних колес, из-за избытка тяги при чрезмерных углах поворота колес.
Получается, что водитель переднеприводного авто на скользкой дороге зимой чувствует себя более уверенно, благодаря отличной курсовой устойчивости. А заднеприводный «танцует» на дороге больше, чем усложняется процесс его управления.
Что же лучше – заднеприводный или переднеприводный? Вы теперь понимаете, о чем идет речь, и можете самостоятельно ответить себе на этот вопрос!
Вот такие заключения и рекомендации мы можем Вам дать! Делайте свой индивидуальный выбор и наслаждайте полученным результатом. Безопасной езды Вам на дороге и прекрасных попутчиков!