Как правильно проверить реле на работоспособность мультиметром
Содержание:
- Как правильно пользоваться мультиметром: инструкция для чайников
- Проверяем микроволновку
- Способы самостоятельной проверки работоспособности
- Проверка предохранителей автомобиля
- Виды электромагнитных реле
- Почему генератор выходит из строя?
- Полезные советы
- Что такое диод и как он работает
- Признаки неисправности
- Как проверить генератор мультиметром
- Разновидности мультиметров и принцип их устройства
Как правильно пользоваться мультиметром: инструкция для чайников
Рассмотрим, как измерить несколько электрических характеристик.
Потенциал
Алгоритм для определения напряжения:
- Установить режим в позицию ACV или DCV в предполагаемом интервале.
- Черный провод подключить к коннектору СОМ, красный — к разъему VΩmA.
- Наконечники щупов соединить с контактами цепи. Например, ввести в отверстия розетки или на полюса батарейки.
- Провести измерение.
Высветившееся на дисплее число — величина напряжения в вольтах. Знак «минус» говорит о том, что полярность была нарушена. Если мультиметр поддерживает функцию удержания, значение можно зафиксировать кнопкой HOLD. Это удобно для большой цепочки измерений.
Сила тока
Эта характеристика измеряется только при последовательном подключении тестера в цепь и включенном питании. Большинство приборов дают возможность определить силу тока до 10 А, поскольку в быту большие значения используются редко.
Для проведения измерений в цепи устраивается разрыв. Дальнейшие действия по следующей схеме:
Черный щуп — в гнездо СОМ.
Красный — в разъем до 200 мА или 10А.
Наконечниками осторожно прикоснуться к контактам.
Считать с дисплея значение напряжения.
При работе с оголенными проводами необходимо соблюдать технику безопасности, чтобы не допустить удара током.
Сопротивление
Эту характеристику можно измерить без подачи питания. Исследуемый элемент просто замыкается между двумя щупами. Если проводимости нет, на экране высвечивается единица.
Последовательность действий:
- Установить режим Ω, выбрав максимальный диапазон.
- Щупы вставить в соответствующие коннекторы.
- Проверить состояние — замкнуть щупы друг на друга. Должен появиться 0 или небольшое число, которое нужно учитывать при измерении сопротивления цепи.
- Концы проводников набросить на контакты исследуемого объекта.
- На экране появится сопротивление элемента или участка цепи.
Для точных измерений рекомендуется провести 2-3 попытки.
Измерение транзисторов
Для проверки исправности pn-переходов и определения коэффициента усиления:
- Установить режим
- Вставить ножки транзистора в разъем в соответствии с цоколевкой, соблюдая зоны PNP и NPN.
- Отображением на дисплее будет значение усиления сигнала.
Диоды и простейшие транзисторы также измеряются при установленном режиме «диод». К базе подключается красный щуп (плюс), на эмиттер или коллектор черный (минус). При правильной полярности на экране высветится коэффициент передачи.
Емкость конденсатора
До проведения замеров конденсатор должен быть разряжен. Обнулить его можно отверткой с изолированной ручкой, соединив выводы между собой, но более безопасно с помощью 15 вольтовой лампочки с припаянными щупами. Даже мощный конденсатор до 400 В разряжается быстро как без риска для человека, так и самого электрического элемента.
Измерение емкости производится по схеме:
- Выставить режим Fcx.
- К коннектору для конденсаторов подключить красный щуп, черный — к СОМ.
- Измерить емкость. На дисплее она появится в Фарадах.
При неисправностях конденсатора сопротивление бесконечно. Пробой характеризуется уменьшением, кратным его величине.
Прозвонка
Чтобы установить целостность проводки или кабелей, производится их «прозвон». Он заключается в проверке сопротивление участка на минимальном диапазоне измерений:
- Установить режим прозвонки (значок «звуковой микшер»).
- Подключить щупы к соответствующим гнездам, а наконечники — к концам участка проводки.
Если целостность не нарушена, раздастся звуковой зум, а на дисплее будет близкое к 0 значение. Если число нестабильное и «прыгающее», проводимость отсутствует.
Измерение температуры
Некоторые модели поддерживают функцию определения температур. Для этого приборы комплектуются термопарами — проводниками из разных металлов.
При контакте с температурной средой между их концами образуется электрический потенциал. Измеряя его, можно найти температуру объекта. На шкале с функцией термодатчика предусмотрен сектор ТЕМР, куда нужно устанавливать переключатель режима.
Последовательность измерений:
- Вставить концы термопары в соответствующие коннекторы, соблюдая полярность.
- Приблизить условный спай к точке, в которой нужно найти температуру.
- На экране отобразится искомая величина.
Если полярность нарушена, то при исследовании более горячего объекта температура будет понижаться. Для проверки работоспособности можно зажать конец термопары в руках. На экране должно появиться значение около 36°.
Проверяем микроволновку
Как бы мы не старались четко выполнять условия эксплуатации, СВЧ — печь иногда ломается, а наиболее частые причины это:
- перегорел высоковольтный предохранитель;
- вышел из строя высоковольтный конденсатор;
- сгорел высоковольтный диод.
Конечно, можно отнести микроволновку в мастерскую, но при желании ремонт возможен и своими руками.
Одной из причин выхода из строя микроволновки является поломка диода,
рассчитанного на рабочее напряжение до 12000 вольт.
Он установлен в печке рядом с конденсатором:
Диод подключается выводом из анода к одному из контактов кондёра.
А другой конец прикручен на массу.
Емкость его небольшая в 1 мкф, но он рассчитан на напряжение до 2100 вольт. Как раз такое напряжение развивает трансформатор в микроволновой печи. И даже после выключения в нем остается достаточно приличный заряд опасный для жизни.
Одни мастера говорят, что достаточно какое-то время подождать после отключения аппарата от сети.
Но лучше перестраховаться.
Поэтому необходимо отверткой замкнуть контакты конденсатора между собой. А затем каждый вывод поочередно замкнуть на массу.
Только после того как мы проделаем эту процедуру несколько раз, можно приступать к проверяемым манипуляциям.
Но нужна предварительная подготовка.
Дело в том, что этот диод невозможно проверить просто так, без подготовки, обычным тестером.
Если подвести к его выводам щупы тестера, то на мультиметре будет показано что этот элемент якобы нерабочий.
Для того чтобы его прозвонить, на один из его выводов необходимо подать напряжение. Тогда он открывается и начинает работать как обычный диод.
Итак, начинаем проверять диод микроволновки.
- Переводим тестер в режим измерения постоянного напряжения в положение 20 вольт.
- Нужен будет дополнительный источник питания. Подойдет обычная батарейка «Крона». Напряжение на ней обычно составляет 9.5 вольт.
- Теперь можно измерить.
- Берем наш диод и подключаем его к тестеру через батарейку.
- На экране мультиметра появится значение напряжения в 5.9 вольт.
- Если поменять полярность и снова проверить напряжение и снова провести замеры, то на экране мы увидим значение «ноль».
О том, что деталь неисправна, можно судить по результатам замеров. Когда при измерении в прямом и обратном направлении будет отсутствие показателей в обоих направлениях, можно определенно сказать, что проверяемая деталь неисправна и подлежит замене. А проверка на приборе позволила определить его состояние на работоспособность.
После замены этой запчасти на новую, ваша СВЧ печь будет работать как новая!
Эти диоды могут отличаться по номиналу и по форме.
Вот таким образом выполняется проверка диода из микроволновки.
Способы самостоятельной проверки работоспособности
Есть несколько методов проверки функционального состояния регулятора. Проще всего обратиться в автосервис, однако проверить работоспособность устройства можно самостоятельно. Самым простым способом, который осуществляется без съёма реле, является тестирование бортового тока с помощью мультиметра.
Проверка мультиметром без демонтажа
Суть способа в измерении напряжения, что поступает на АКБ для её подзарядки. В ходе тестирования понадобится помощник, чтобы педалью акселератора регулировать обороты двигателя. Проверка осуществляется следующим образом.
- Запустить двигатель и прогреть его около 5 минут.
- При работающем моторе открыть капот и присоединить контакты мультиметра к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность. Переключатель тестера выставить в положение 20 вольт.
- Оценивается зарядное напряжение, идущее от генератора, при включённом ближнем свете (остальные потребители тока выключены) и оборотах коленчатого вала в пределах 1,5–2,5 тыс. об/мин. Если разность потенциалов превышает 14,8 В, регулятор неисправен и подлежит замене однозначно. Когда же входящий ток меньше 13,5 В, кроме реле можно заподозрить неисправность проводки или самого генератора.
Чтобы полноценно протестировать реле, его нужно снять.
Тестирование снятого регулятора (со схемой)
Электронное реле обычно находится на поверхности генератора и закрыто пластиковой крышкой. Съём производится с помощью отвёртки, форма наконечника которой зависит от модели автомобиля (крестовидный, шестигранник). Есть большая вероятность того, что регулятор образует блок с щётками генератора. Для тестирования кроме мультиметра понадобится контрольная лампа на 12 В (не более 3 Вт) и регулируемый источник тока.
Контакты проводов от источника тока присоединяем:
- «минус» к массе регулятора;
- «плюс» к клемме, маркированной «В».
Провода контрольной лампы подсоединяются к графитовым щёткам (полярность значения не имеет).
Сначала на реле подаётся напряжение в пределах 13–13,5 вольт. При такой разнице потенциалов лампочка должна гореть. Если этого нет, значит произошёл обрыв цепи в регуляторе, который может быть где угодно: в любом случае устройство неисправно.
При горящей лампочке нужно постепенно увеличивать входящее напряжение. Если реле исправно, в пределах 14,2–14,5 В лампочка гаснет. Когда же контрольная лампа горит при дальнейшем повышении разницы потенциалов, реле неисправно (произошёл пробой) и подлежит замене. Неудовлетворительным результатом теста также является такой, когда лампа гаснет при напряжении менее 4 вольт. Такого тока будет недостаточно для обеспечения питанием электроприборов и одновременной качественной зарядки аккумуляторной батареи.
Проверка предохранителей автомобиля
Предохранитель на стартер лада гранта Современные модели автомобилей отличаются от своих старших «братьев» значительно возросшим уровнем сервиса, их возможности еще несколько лет тому назад было сложно себе представить.
Достигается это за счет многих составляющих, немаловажное место среди них занимает присутствие большого количества специальных электрических приборов, электродвигателей, нагревателей и т. д. Все эти элементы довольно дорого стоят, для увеличения времени эксплуатации и защиты от коротких замыканий в автомобиле устанавливают предохранители
Из-за их большого количества для новичков значительно усложняется проверка предохранителей автомобилей
Все эти элементы довольно дорого стоят, для увеличения времени эксплуатации и защиты от коротких замыканий в автомобиле устанавливают предохранители. Из-за их большого количества для новичков значительно усложняется проверка предохранителей автомобилей.
Блок предохранителей автомобиля
Когда следует проверять предохранители
Большинство автолюбителей начинает вспоминать о наличии предохранителей при сбое в работе любого потребителя электрического тока – от фар или габаритов и до электрических двигателей.
Перед тем как проверить предохранитель тестером, следует убедиться в надежности контактов электрической проводки или самых приборов.
К примеру, может просто перегореть лампочки, ее замена не требует использования тестера и проверки предохранителей.
Плавкие предохранители с прозрачным корпусом
В зависимости от марки автомобиля меняется количество предохранителей и возможные места их расположения.
На многих крышках блоков есть принципиальные схемы назначения каждого предохранителя и его технические параметры.
Но по таким схемам бывает сложно разобраться, новичкам лучше более подробно изучить назначение каждого предохранителя по инструкции пользования автомобилем. Эти знания намного ускорят поиск неисправных, проверить придется только те, которые могут стать причиной отказа функционирования электрических приборов различного назначения.
https://youtube.com/watch?v=rBVa0xrI06g
Места присодинения контактов приборов
Алгоритм проверки предохранителей
Современные предохранители имеют прозрачный корпус, для их проверки в большинстве случаев нет надобности использовать приборы. Достаточно визуально осмотреть состояние плавкого элемента и будет ясно, исправен он или перегорел.
Проверка предохранителей автомобиля приборами выполняется только в тех случаях, когда материал корпуса или конструкционные особенности не позволяют определить исправность «на глаз», придется пользоваться тестером или индикатором.
Индикатор проверки целостности электрической цепи
- Вынуть предохранитель из гнезда и, при необходимости, немного почистить его контакты.
- Перед тем как проверить предохранитель тестером нужно изучить инструкцию пользования. Согласно инструкции прибора присоединить оба контакта предохранителя. Во время работы с тестером прибор нужно устанавливать на проверку сопротивления. Если предохранитель исправен – прибор покажет короткое замыкание. В случае использования индикатора при исправном предохранителе загорится лампочка.
- Неисправный предохранитель нужно заменить новым. Обязательное условие – технические характеристики нового должны отвечать рекомендованным параметрам.
Тестер для проверки электрообрудования
Если работоспособность прибора не восстановилась, нужно искать другие причины выхода из строя. Это может быть обрыв цепи или поломки самого прибора.
Дальнейшие устранения неисправностей намного сложнее, выполнять их лучше на специализированных станциях технического обслуживания. Неквалифицированное вмешательство в систему электрооборудования автомобиля может стать причиной очень неприятных последствий.
Виды электромагнитных реле
Первая классификация — по питанию. Есть электромагнитные реле постоянного и переменного тока. Реле постоянного тока могут быть нейтральными или поляризованными. Нейтральные срабатывают при подаче питания любой полярности, поляризованные реагируют только на положительное или на отрицательное (зависят от направления тока).
Виды электромагнитных реле по типу питающего напряжения и внешний вид одной из моделей
По электрическим параметрам
Еще делят электромагнитные реле по чувствительности:
- Мощность для сработки 0,01 Вт и меньше — высокочувствительные.
- Потребляемая обмоткой мощность при срабатывании — от 0,01 Вт до 0,05 Вт — чувствительные.
- Остальные — нормальные.
В первую очередь стоит определиться с электрическими параметрами
Первые две группы (высокочувствительные и чувствительные) могут управляться от микросхем. Они вполне могут выдавать требуемый уровень напряжения, так что промежуточное усиление не требуется.
По уровню коммутируемой нагрузки есть такое деление:
- Не больше 120 Вт переменного и 60 Вт постоянного тока — слаботочные.
- 500 Вт переменного и 150 Вт постоянного — повышенной мощности;
- Более 500 Вт переменного тока — контакторы. Применяются в силовых цепях.
Есть еще деление по времени срабатывания. Если контакты замыкаются не более чем после 50 мс (миллисекунд) после подачи питания на катушку — это быстродействующее. Если проходит от 50 мс до 150 мс — это нормальная скорость, а все которые требуют для сработки контактов больше 150 мс — замедленные.
По исполнению
Есть еще электромагнитные реле с различной степенью герметичности.
- Открытые электромагнитные реле. Это те, у которых все части «на виду».
- Герметичные. Они запаяны или заварены в металлический или пластиковый корпус, внутри которого воздух или инертный газ. Доступа к контактам и катушке нет, доступны только выводы для подачи питания и подключения цепей.
- Зачехленные. Есть чехол, но он не припаян, а соединяется с корпусом при помощи защелок. Иногда присутствует накидная проволочная петля, которая удерживает крышку.
По массе и размерам отличия могут быть очень существенными
И еще один принцип деления — по размерам. Есть микроминиатюрные — они весят менее 6 граммов, миниатюрные — от 6 до 16 граммов, малогабаритные имеют массу от 16 гр до 40 гр, а остальные — нормальные.
Почему генератор выходит из строя?
В коробке генератора находится статор, являющийся неподвижной его частью, и ротор, который вращается. Также здесь находится реле-регулятора, обмотка, щетки и подшипники. Все эти составляющие могут являться причиной поломки генератора:
Самой распространенной причиной является тот случай, когда заклинивают подшипники. Это происходит от того, что со временем в корпус генератора попадает пыль и грязь. Но не всегда подшипник «ловит клин», иногда он может только подклинивать. Определить это несложно, если шток совсем прекращает вращаться, то это указывает на первый случай. А если он все-таки прокручивается, а затем может остановиться — это означает, что подшипник подклинивает. Может погореть электрообмотка ротора или статора, если туда проникнет влага. Медные провода может замкнуть или разъесть, что прекратит выработку электротока. Изнашивание щеток, ходящих по магнитным дорожкам статора. Она представлены в виде графитовых стержней, которые нужно просто поменять. Регулятор тоже может стать причиной поломки данного устройства. При этом генератор не способен перезаряжаться, либо зарядка совсем не доходит к батарее
Вот собственно основные причины поломки генератора, поэтому при его покупке всегда нужно обращать внимание на эти детали
Полезные советы
Всегда старайтесь держать в чистоте аккумуляторную батарею и генератор. Так как от попадания влаги контакты часто окисляются. А это сильно мешает нормальной работе всего электрооборудования. Нередко отклонения зарядного тока происходят именно от грязи. Стоит хорошенько почистить контакты и клеммы, как неисправность исчезает сама, без всяких замен и ремонтов. Чистота — залог хорошего здоровья не только для человека, но и для автомобиля.
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Появилась «безумная идея», так как это не род моей деятельности, проверить регулятор напряжения генератора. Учитывая, что делаю это в первый раз, то в конце записи изложу вопросы … .
И так, в генераторе моего автомобиля стоит регулятор напряжения фирмы BOSCH 1197311557 ( заменителей много, TRANSPO IB545 в том числе ). Нашёл схему — как регулятор задействован в системе эл. оборудования автомобиля:
Что такое диод и как он работает
В этой радиодетали два разных полупроводника:
- n-типа;
- p-типа.
К ним подсоединяют два выхода электродов:
- анод;
- катод.
Эти проводники обладают разной проводимостью. При работе получается зона p-n перехода, когда по одну сторону накапливаются положительно заряженные ионы, а с другой — электроны.
Итак, принцип работы:
- Когда по элементу проходит ток, он начинает воздействовать на катод, накаливая его. Электрод начинает испускать электроны.
- Между электродами образуется электрическое поле.
- Так как анод с положительным потенциалом — он притягивает электроны к себе. Происходит появление эмиссионного тока.
- Теперь все те электроны, которые добрались до анода, образуют катодный ток.
- Весь компонент пропускает электрический ток.
- Если же на аноде появляется отрицательный заряд, диод остается в запертом положении и размыкает электрическую цепь.
Иными словами, этот полупроводник способен пропускать электрический ток исключительно в одном направлении.
Знание того как работает этот элемент поможет проверить исправность диода.
Современные конструкции встречаются в разных корпусах:
- металлическом;
- стеклянном;
- пластиковом.
Признаки неисправности
Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).
В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.
Признаки, неисправности и ремонт генератора и регулятора напряжения
Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):
- при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
- после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
- яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
- машина перестала нормально заводиться с первого раза;
- постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
- при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
- динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
- в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.
Как проверить генератор мультиметром
Диодный мост генератора можно проверить мультиметром, но также можно также воспользоваться стендом, которым проверяли регулятор.
Но перед этим, прежде всего, не снимая выпрямительный мост с генератора, подсоедините красный провод тестера к клемме 30 генератора, а чёрный провод — к корпусу. Режим работы тестера выставьте на прозвонку (иконка диода). Если его нет, то ставьте на 1−2 кОм. Мультиметр должен показывать бесконечность. Если показания другие, диодный мост неисправен.
Затем проверьте выпрямители тока на пробой. Положительный (красный) щуп оставьте на клемме 30, отрицательным коснитесь болтов крепления моста по очереди. Дисплей мультиметра во всех случаях должен выдавать бесконечность, любые другие означают пробой.
Далее положительный щуп подсоедините к болтам крепления моста, а отрицательный к корпусу генератора. В этом случае тестер также должен выдавать бесконечность.
Но на практике такой проверки чаще всего бывает недостаточно. В большинстве случаев требуется более детально прозвонить генератор.
Тщательная прозвонка
Для этого открутите крепёжные болты выпрямительного блока, отсоедините медные провода обмотки статора и снимите диодный мост с генератора. Теперь можно проверить индивидуально каждый полупроводник. Перед проверкой желательно промыть стабилизатор проточной водой, используя щётку средней жёсткости, а затем тщательно высушить. Для быстрой сушки вполне подойдёт фен для волос.
Один из щупов тестера закрепите на диодной пластине, второй подсоедините к центральному выводу каждого диода, закреплённого на этой пластине. Затем поменяйте щупы местами. В одном случае мультиметр должен показать бесконечность, в другом — номинальное сопротивление, равное примерно 570−590 Ом. Выпрямители считаются неисправными, если:
- В первом и втором замере (когда сменили полярность) показания мультиметра одинаковы;
- Сопротивление диодов больше или меньше номинальных значений.
Со второй пластиной диодного моста произведите те же действия. Если обнаружена неисправность одного или нескольких диодов, проще будет заменить выпрямительный блок целиком. Правда, попадаются умельцы, которые меняют вышедшие из строя диоды по отдельности, но такая работа требует определённого навыка и сноровки.
Проверка обмоток якоря и статора
При дальнейшей проверке требуется полностью разобрать генератор. В первую очередь визуально проверьте якорь. Кольца щёток не должны иметь почернений, сколов и износа беговых дорожек. Почернения и небольшой износ можно зачистить наждачной шкуркой-нулевкой. Кольца, имеющие глубокие канавки, нужно заменить или — если позволяет толщина колец — проточить на токарном станке.
Обмотка якоря не должна явно пахнуть гарью. Цвет обмотки должен быть однородным, не иметь повреждений и разрывов. Для проверки обмотки якоря на обрыв понадобится мультиметр. Выставьте режим работы на прозвонку или замер сопротивления и подсоедините щупы к щёточным кольцам. Сопротивление обмотки должно быть в пределах 3−5 Ом. Затем один щуп оставьте на кольце, другой соедините с корпусом. Дисплей мультиметра должен показать бесконечность.
Статор генератора диагностируется после извлечения из корпуса. В первую очередь проведите визуальный осмотр. Не должно быть видимых повреждений проволоки и её изоляции. Затем провод тестера соедините с корпусом статора. Вторым проводом коснитесь выводов по очереди. Их всего три. Тестер должен быть в режиме прозвонки. Если на дисплее бесконечность, то это говорит об исправности статора.
Дальнейшая проверка состоит в диагностике обмоток. Сопротивление всех трёх обмоток должно быть одинаковым.
Перед сборкой генератора нужно проверить и при необходимости заменить подшипники. При проворачивании они не должны подклинивать или издавать скрипящий звук. Это говорит о том, что они сильно изношены и вскоре они выйдут из строя. Поэтому их лучше сразу заменить.
Разновидности мультиметров и принцип их устройства
Самые распространенные разновидности мультиметров – аналоговые и цифровые. Как они обустроены и работают, рассмотрим далее.
Аналоговые
Это тестеры старого образца, которые выглядят как коробки с остекленной дугообразной шкалой и подпружиненной стрелкой. Часто на шкале есть зеркальная полоска-дуга, чтобы при взгляде на стрелку можно было совместить стрелку с ее отражением. Таким образом, при замере вы смотрите точно перпендикулярно шкале, а не под углом, и вам будет труднее ошибиться. На измерительной панели нанесено много параллельных дуговых шкал для разных видов измерений:
Аналоговый мультиметр.
Одно из главных преимуществ аналогового мультиметра – невысокая цена при вполне достаточной для бытовых целей точности измерений. Тем более что в большинстве аналоговых мультиметров встроен специальный резистор для подстройки положения стрелки точно на “0”. Для регулировки используется головка резистора, похожая на шлиц винта, расположенная ниже измерительной шкалы примерно в месте крепления стрелки.
Цифровые
Эти мультиметры более современные и выглядят как черные продолговатые коробочки с большим жидкокристаллическим табло для цифровой индикации показаний. Свое название эти приборы получили потому, что входящие в прибор аналоговые сигналы в аналого-цифровом преобразователе (АЦП) переходят в цифровую форму. Такие аппараты дороже аналоговых, зато размеры и вес у них несколько меньше, работать с ними удобнее и быстрее.
Некоторые модели хорошо подходят для работы в полной темноте благодаря возможности подсветки индикаторного табло (а электрикам нередко приходится работать в темных помещениях). Вы просто нажимаете кнопку, и панель освещена. Кроме того, можно найти модель с возможностью записи снимаемых показаний в память устройства и последующей передачей этих данных на компьютер для дальнейшего анализа. Для этого достаточно нажимать специальную кнопку. Обычно цифровыми девайсами пользуются профессиональные электрики, электронщики и инженеры.
Цифровой мультиметр.
В комплект для измерений входят два провода с клеммами и остроконечными щупами:
- один провод черного цвета – “минус”, “масса”, “com” (common – общий);
- второй провод красного – плюс или “измерительный”.
Будет интересно Собираем повышающий трансформатор собственными руками
Черный щуп обычно прикладывают к корпусу электроприбора (общей шине) или цепляют специальным зажимом – “крокодильчиком”. Красный щуп чаще всего берут в правую руку и прикладывают в разные места схемы. Щупы в комплекте цифрового мультиметра такие же, как и в аналоговом мультиметре. Часто гнезда имеют цветовую маркировку – красное и черное обрамление, чтобы случайно не перепутать, какой щуп куда вставлять.
Иногда мультиметр является встроенной частью другого прибора, например, цифровых электрических клещей. Из-за необходимости иметь большие размеры такие устройства обладают большим количеством свободного места в своем корпусе, куда и встраивается мультиметр.