Коробка передач автомобиля зил-130 схема переключения. зил акпп

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой, так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике, сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Первичный вал

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

Диаметр шейки под втулку шестерни постоянного зацепления четвертой передачи — 47,003…47,020

Диаметр шейки под косозубую шестерню постоянного зацепления второй передачи — 60,920…60,940

Толщина зуба шлицевой части вала под синхронизатор:

второй и третьей передач — 8,88…8,94

четвертой и пятой передач — 10,90…10,95

Толщина зуба шлицевой части вала под шестерню первой передачи — 10,88…10,94

Толщина зуба шлицевой части вала под фланец — 5,99…5,94

Промежуточный вал

Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 58…61, твердость сердцевины HRCэ 35…45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси допускается не более 0,04 мм. Неисправные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Вес коробки ЗИЛ-130 равен -98кг

Размеры сальников: 1 Первичного вала сальник 42х62х10 2 Вторичного вала сальник 58х8х16

Масло в коробку ЗИЛ-130 Тад-17 5,1 литра

СМОТРИТЕ ВИДЕО

https://youtube.com/watch?v=VWyLgqqriM4

На автомобильном заводе имени Лихачева выпущено много легендарных грузовиков. К ним относится и 130-я модель

Обратим внимание на один из самых важных механизмов в конструкции авто. Коробка передач ЗИЛ-130 – это сложный агрегат, который конструктивно и функционально отличается от большинства других аналогов

Для правильного управления и продления рабочего ресурса узла необходимо иметь представление о его конструкции и схеме функционирования. Эти нюансы, а также способы ремонта и ухода рассмотрим ниже.

Как начать движение

Начинать движение на этой машине нужно с пониженной скорости. Поэтому рычаг делителя трогать не надо. Обязательным условием является выжимание педали сцепления. Порядок переключения высоких и низких передач на КамАЗе может изменяться, в зависимости от условий окружающей среды и массы самого грузовика.

Классическая схема выглядит следующим образом:

  • выжимается сцепление и включается первая передача (1В);
  • далее необходимо переключиться на передачу 2В;
  • следующий этап – включение передачи 3В. При этом скорость вращения коленвала уже должна быть не меньше семи тысяч оборотов в минуту.

Автомобиль начинает ехать и постепенно разгоняться. Теперь можно перевести рычаг делителя в верхнее положение. Когда стрелка тахометра покажет 3000 оборотов в минуту, включается четвертая передача 4Н. Далее – снова понижаем скорость, включаем уже 4В. И на заключительном этапе требуется переключить на 5Н. Если все было проделано правильно, КамАЗ уже будет на уверенном и быстром ходу.

Трогаться с места на КамАЗе, при условии соблюдения вышеописанных рекомендаций, не так уж и сложно. Постоянная практика позволит выработать мышечную память, благодаря чему необходимые передачи будут включаться быстро и без задержек.

Важно понимать, что от уровня оптимизации работы коленчатого вала зависит и расход топлива. Переключаются передачи на КамАЗе быстро, без ненужных задержек и ровно в то время, когда это требуется

Несоблюдение основных правил и рекомендаций приводит не только к значительному увеличению количества используемого топлива, но и к износу механических деталей и узлов трансмиссии.

Возможные поломки КПП

Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

  • возникновение сильного шума,
  • самопроизвольная активизация передач,
  • течь масла.

В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач

Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства

Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.

Технические характеристики седельного тягача ЗИЛ-442100

Колесная формула 4х2
Масса снаряженного седельного тягача, кг 5025
Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины, Н (кгс) передних колес 29250 (2925)
заднего моста 21000 (2100)
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кгс 6200
Полная масса седельного тягача, кг 11450
Распределение нагрузки на дорогу от полной массы через шины, Н (кгс) передних колес 34500 (3450)
заднего моста 80000 (8000)
Полная масса буксируемого полуприцепа, кг 18175
Полная масса автопоезда, кг 23500
Радиус поворота, м 6,9
Максимальная скорость автопоезда, км/ч 85
Контрольный расход топлива автопоезда при V=60 км/ч,л/100 км 24,4*
Вместимость топливного бака, л 170

* — На шинахЕХ-12.

Устройство коробки передач

Коробку передач автомобиля ЗИЛ-130 завод начал выпускать с апреля 1961 г. Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 и их модификаций имеют неболь­шие конструктивные отличия от коробки пе­редач автомобиля ЗИЛ 130.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 трехходовая, пятиступенчатая, со всеми шестернями, находящимися в постоянном зацеплении, кроме шестерен первой пере­дачи и заднего хода.

Коробка снабжена двумя синхронизато­рами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой пере­дач.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 укомплектована ручным тормозом барабан­ного типа (рис. 1, а).

Коробка передач (рис. 1, б) без ручно­го тормоза с измененной крышкой и с до­полнительными рычагами управления раз­даточной коробкой и передним ведущим мостом предназначена для установки на трехосные автомобили ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131. В коробках передач трехосных автомобилей привода спидометра нет, так как он устанавливается в раздаточной ко­робке.

Различные модификации коробок передач (рис. 2) отличаются шестернями 19 и 21 привода спидометра, рассчитанными на оп­ределенное передаточное число заднего моста.

С третьего квартала 1967 г. устанавлива­ют передний подшипник ведомого вала ко­робки передач с сепаратором вместо иголь­чатого подшипника. В связи с этим конст­руктивно изменена шейка ведомого вала под подшипник и гнездо под подшипник в ведущем валу, а также устранено стопорное кольцо.

Для исключения попадания воды в короб­ку передач (рис. 3) при преодолении бро­да на автомобиле ЗИЛ-131, рычаг переклю­чения коробки передач уплотнен резиновым чехлом со стяжными хомутами; поверхность картера коробки передач, прилегающая к картеру сцепления, а также крышка короб­ки, крышка люков и крышки подшипников уплотнены специальной пастой (ВТУ МХП 3336—52). Внутренняя полость коробки со­общается с атмосферой через вентиляцион­ную трубку 17.

При всех работах, связанных со вскрыти­ем и разборкой коробки передач, сборку производить с применением указанной уп­лотняющей пасты.

Все коробки передач имеют заводской по­рядковый номер, который выбит на верх­ней правой бобышке картера коробки передач.

Картер коробки передач отлит из серого чугуна марки СЧ 18-36, ГОСТ 1412—54.

Ведущий вал (рис. 4) изготовляется из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—65, твердость сердцевины HRC 35-45.

Шестерни ведомого вала и каретка син­хронизаторов 10 (рис. 5) изготовлены из стали 25ХГМ, глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм, твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.

Ведомый вал (рис. 6) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—G5, твердость сердцевины HRC 35—45.

Промежуточный вал (рис. 7) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 ММ твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35-45.

Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5— 0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.

Ось блока шестерен заднего хода изготов­лена из стали 25ХГМ; глубина цементован­ного слоя 0,5—0,8 мм; твердость поверхно­стного слоя HRC 60—65.

Узел рычага переключения передач пока­зан на рис. 8, крышка коробки передач на рис. 9.

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.


Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениями


Обозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.


Как переключается рычаг трансмиссии

На подъемах

Чтобы иметь возможность выехать на КамАЗе на подъем, необходимо двигаться на повышенных передачах. Включение первой скорости осуществляется стандартно, а вот для активации второй нужно прибегнуть к методу двойного выжимания сцепления. При этом одновременно следует нажимать на педаль газа и не забывать о подаче горючего к двигателю.

Нарушение одного из этих правил может привести к целому ряду проблем:

  • мотор заглохнет, соответственно, машина остановится и начнет самовольное движение назад, что является крайне опасным явлением. Двигатель глохнет преимущественно из-за резкого падения количества оборотов коленвала, особенно если этот показатель не превышает 2000 об/м;
  • износ движущихся деталей коробки передач или даже ее выход из строя. Ремонт КПП – затратное и длительное мероприятие, требующее привлечение опытных специалистов;
  • увеличение рабочей температуры мотора и, как следствие, более быстрый износ его механизмов;
  • увеличенный расход топлива – это негативно скажется на экономическом факторе.

Как устроена КПП ЗИЛ 130?

Сначала разберем устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ 130. Эти машины оснащаются пятиступенчатыми трехкодовыми механическими трансмиссиями. Агрегат имеет пять скоростей для передвижения вперед, а также одну передачу для движения задом. В трансмиссии используется два синхронизирующих устройства инерционного типа для включения передач 2 и 3, а также 4 и 5. В картере агрегата на подшипниковых элементах устанавливается первичный вал, называющийся ведущим. Он выполнен в сборе с косозубой шестеренкой и зубчатым венцом для включения передачи 5.

Схема устройства трансмиссии на ЗИЛ

В расточке вала монтируется роликовое подшипниковое устройство цилиндрического типа. На эту деталь передней стороной ставится вторичный шкив. На чертеже показано, как снизу картера монтируется промежуточный вал, где зафиксирована еще одна шестеренка под номером 1. Она расположена в зацеплении с такой же шестеренкой, отмеченной номером 4, только расположенной на ведущем валу. На промежуточном шкиве устанавливаются еще три аналогичных элемента. Они отмечены номерами: 17 для задней, 15 — для передачи 1.

На шлицевых элементах вторичного вала имеется прямозубая шестеренка под номером 11, она предназначена для активации первой и задней скорости. Здесь же располагаются зубчатые каретки синхронизирующих устройств 5 и 9. Косозубые шестеренки, вмонтированные на вторичном валу, используются для активации второй скорости (элемент под номером 10), третьей (деталь под номером 7) и четвертой передачи (шестеренка 6). Они установлены так, что находятся в постоянном зацеплении с такими же элементами промежуточного вала. Снизу картера агрегата жестко зафиксирована ось под номером 13, на этом элементе с помощью роликовых подшипниковых устройств цилиндрического типа монтируется блок с прямозубыми шестеренками задней скорости (номер 12 на схеме).

Большая шестеренка на блоке устанавливается так, что работает в постоянном зацеплении с элементом 17, вмонтированном на промежуточном валу. Внутренняя составляющая картера наполняется расходным материалом — трансмиссионной смазкой. Эта часть закрывается защитной крышкой, в которую монтируется механизм переключения скоростей.

Схема переключения

Чтобы понять, как переключать и регулировать в машине скорости, ознакомьтесь с фото схемы.

Схема переключения селектора на КПП ЗИЛ

Что представляет собой КПП ЗИЛа 130?

Автомобиль ЗИЛ – это мощный грузовой автотранспорт, который отлично подходит для эксплуатации по пересеченной местности. Со стороны владельца данного транспортного средства, механика требует минимального обслуживания, независимо от условий эксплуатации ЗИЛа.

Машину актуально использовать для строительно-монтажных работ. Популярность данной техники объясняется тем, что она прекрасно адаптирована к отечественным условиям. Приемлемая стоимость машины, возможный ее дешевый ремонт делают приобретение данного автотранспорта выгодным. Продолжительный период времени данная марка авто выпускалась на заводе им. Лихачева. Коробку передач на ЗИЛ 130 данный завод начал выпускать в первой половине 1960-х гг.

Технические характеристики ЗИЛ 130 гласят, что грузоподъемность авто равна 6000 кг, полная масса машины превышает 10000 кг. Двигатель включает 8 цилиндров, мощность может доходить до 150 лошадиных сил. На автомобилях ЗИЛ скоростей может быть 9. Все это дополняется синхронизато­рами инерционного типа.

Скорость максимальной долговечности

При росте скорости увеличиваются нагрузки на резину и растет ее износ. «Автомобиль сначала разгоняется, что нередко ведет к легким пробуксовкам на асфальте, а потом столь же интенсивно замедляется с высокой скорости, — рассказывает инженер и капитан раллийной команды «ГАЗ рейд спорт» Вячеслав Субботин. — Поэтому на долговечность покрышек влияет не только максимальная скорость, но и интенсивность разгонов, а также торможений. Наиболее чувствительны к ним шипованные колеса».

При резких разгонах и торможениях металлические шипы царапаются об асфальт, берут на себя гигантскую часть нагрузок и со временем вылетают. Это снижает зацеп колеса на льду.

Поэтому, чтобы покрышка прослужила долго, нужно соблюдать несколько нехитрых правил:

  • Разгоняться без пробуксовок, не раскручивая мотор свыше 2,5 тысячи оборотов;
  • Тормозить плавно, без скрежета и визга;
  • Не превышать максимальную скорость в 110 км/ч на сухом асфальте;
  • Всегда накачивать шины до рекомендуемых производителем значений. Неправильно надутые покрышки изнашиваются намного быстрее.

Плюсы и минусы

Сцепление и коробка передач проблем практически не вызывают и являются, пожалуй, наиболее надежным элементом. Куда чаще ломается редуктор заднего моста, где наибольшие трудности вызывают полуосевые шестерни дифференциала, крестовина и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверять и уровень тормозной жидкости, поскольку у многих модификаций подтекают бачки и рвутся защитные чехлы, установленные на тормозных суппортах.

Внутренности кабины, как уже стало ясно, вызывают противоречивые эмоции, с одной стороны, элементы несут в себе эргономику, но с другой — качество их сильно страдает. Так или иначе, простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

литра ЗИЛ 130 схема

Первичный Первичный





вал вал изготовляется из стали 25 ХГМ, нитроцементованного глубина слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя твердость 61…66, НRCэ сердцевины HRCэ 37…46. 

    
Основные данные мест посадочных вала, допустимые износы шлицев, гнезд и шеек вала под подшипники, а также шестернях о данные. 

• Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 855…5, 805 
• Диаметр гнезда под роликовый 980 — 43,подшипник…44, 007 
• Диаметр шейки вала шариковый под подшипник — 60,003…60,023 
• Диаметр конца шейки вала — 24,975…24,995 

Вторичный Вторичный

 



вал вал изготовлен из стали 25 ХГМ, нитроцементации глубина 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, сердцевины твердость HRCэ 37…46. 

Биение шеек вторичного относительно вала оси допускается не более 0,05 мм. Применение выкрошенным к шеек цементированным слоем усталостного характера не Параметры. 

допускается шлицев шеек вторичного вала 

• шейки Диаметр переднего конца вала под подшипник роликовый — 29,939..29,960
• Диаметр шейки шариковый под подшипник — 50,003…50,020
• Диаметр под шейки втулку шестерни постоянного зацепления передачи четвертой — 47,003…47,020
• Диаметр шейки косозубую под шестерню постоянного зацепления второй 920 — 60,передачи…60,940
• Толщина зуба шлицевой вала части под синхронизатор:
- второй и третьей четвертой — 8,88…8,94
- передач и пятой передач — 10,90…10,95
• Толщина зуба части шлицевой вала под шестерню первой Толщина — 10,88…10,94 
• передачи зуба шлицевой части вала фланец под — 5,99…5,94 

Промежуточный вал

 



Промежуточный вал стали из изготовлен 25ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость слоя поверхностного HRCэ 58…61, твердость сердцевины HRCэ 35…45. 

    
шеек Биение промежуточного вала относительно оси более не допускается 0,04 мм. Неисправные шейки вала могут отремонтированы быть хромированием  с последующей их обработкой под размеры номинальные. 

Схема переключения передач ЗИЛ При

 



• 130 активации первой скорости на КПП модели автомобиля 130 и 131 зубчатое колесо перемещаться начинает по канавкам и попадает в зацепление с карданом режима первого КПП на промежуточном валу. В данном крутящий случае момент начинает переходить от первичного посредством шкива шестеренок и других вспомогательных элементов на диск вторичный. Показатель передаточного числа составляет 7.44. 

• автомобилист Когда включает вторую скорость, муфта, синхронизаторе на установленная, начинает воздействовать на зубчики шестеренки передачи этой. В результате того, что этот уже компонент функционирует с компонентов промежуточного зубчатого крутящий, то колеса момент начинает переходить от первичного вторичный на элемента. При этом момент проходит все через колесики с зубьями, а также кардан данном. В синхронизатора случае показатель передаточного числа том 4.1. 

• В составит случае, когда водитель активирует скорость третью, диск синхронизатора перестает воздействовать на элементы и детали второй передачи. Муфта будет шлицам по переходить и попадает в сцепление с компонентом третьего КПП режима моделей 130 или 131. А элемент этот, в свою очередь, уже сцеплен с третьей колесом скорости промежуточного кардана. Таким крутящий, образом момент начинает переходить от ПВ посредством элементов вспомогательных и сцепления на вторичный шкив. Показатель числа передаточного составляет 2.29. 

• При активации четвертого начинает, режима функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта компонента этого будет перемещаться и сцепится с шестернями режима соответствующего КПП, который, в свою очередь, сцеплена уже с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения момента крутящего является идентичным описанному выше — поступает момент на вторичный шкив. Здесь показатель числа передаточного будет равен 1.47. 

 
• Затем, когда решит автомобилист включить пятый режим, муфта сцепится синхронизатору с соответствующим диском четвертой скорости. перемещаясь, Далее посредством движения зубчиков на ПВ, муфта оба соединяет диска в один и уже он начинает данном. В перемещение случае она осуществляется на кардан 130 модели или 131. Показатель передаточного будет числа равен 1. 

• В целом процесс активации хода заднего является идентичным тем, которые описаны были выше. Только в этом случае момент крутящий будет передаваться от ПВ на вторичный через шесть все шестеренок, а коэффициент передаточного числа Как 7.09. составит вы видите, принцип работы агрегата в особо не целом сложный и достаточно схож с традиционной трансмиссией механической, разница заключается только в отдельных Источник.

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа. Наибольшее распространение получили ступенчатая:

Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Читать также: Усиленный бампер на ниву шевроле

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

Схема КПП

У коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

Первый этап разборки МКПП

На первом этапе МКПП ЗИЛ-130 разбирается на узлы. Эта операция производится на поворотном стенде (рис. 1). Конструкция стенда позволяет единовременно зафиксировать пять КПП. Для фиксации коробки 1 используются зажимы 2 и 3. С помощью специальной рукоятки 4 осуществляется ее разворот в оптимальное положение для проведения этой технологической операции.

Рис. 1. Поворотный стенд для разборки коробки передач

  1. Для демонтажа механизма (рис. 2) переключения МКПП и снятия прокладки 23 требуется выкрутить крепеж 15 и 2, а также пружинные шайбы 6.

    Рис. 2. Детали механизма переключения коробки передач:

    1 – рукоятка рычага переключения передач; 2 – чехол рычага; 3 – стопор рычага; 4 – рычаг переключения передач; 5, 15 и 21 – болты; 6 – пружинные шайбы; 7 – картер рычага переключения передач; 8 – ось промежуточного рычага; 9 и 23 – прокладки; 10 – гайка оси; 11 – предохранитель включения заднего хода; 12 – пружина предохранителя; 13 – шайба предохранителя; 14 – шплинт; 16 – сапун; 17 — промежуточный рычаг переключения первой передачи и заднего хода; 18 – опора рычага; 19 – пружина рычага; 20 – установочная втулка картера рычага; 22 – крышка коробки передач; 24 и 39 – заглушки; 25 – вилка переключения второй и третьей передач; 26 – шток переключения второй и третьей передач; 27 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 28 – шток переключения четвертой и пятой передач; 29 и 33 – шплинтовая проволока; 30 – шток переключения первой передачи и заднего хода; 31 – головка штока переключения первой передачи и заднего хода; 32 – стопорный болт; 34 – вилка переключения первой передачи и заднего хода; 35 – шарики замка штоков; 36 – штифт замка штоков; 37 – фиксаторный шарик; 38 – пружина фиксатора

  2. С помощью ключа, который имеет Г-образную форму, выкручиваются болты 5 (их расположение: по шесть с каждой стороны) и пружинные шайбы 6.
  3. После этого с обеих сторон демонтируются боковые крышки 7 вместе с прокладками 3.
  4. Ведущий вал 11 демонтируют после того, как снята крышка 15 вместе с прокладкой 8. Для ее снятия выкручивается крепеж, который фиксирует эту деталь к МКПП. Используя молоток и оправку, изготовленную из мягкого металла, вал сдвигается вперед. Делается таким образом, чтобы из посадочного гнезда картера МКПП ведущий вал с подшипником 12 были выбиты.
  5. После этого вытаскивают стопорное кольцо 9.
  6. Извлекаются роликовые подшипники 10, которые находятся в шестерне ведущего вала.
  7. Ведомый вал 54 и подшипник сдвигают назад. При этом шариковый подшипник должен быть выбит из посадочного гнезда в картере МКПП.
  8. Дальше снимаются синхронизаторы 42 4-й и 5-й передач.
  9. Применяя съемник, демонтируют шариковый подшипник 59 ведомого вала.
  10. Демонтаж шестерней 61 и 67 привода спидометра производится вручную.
  11. Требуется вытащить стопорное кольцо 60 при помощи съемника, или вместо съемника использовать две отвертки.
  12.  Ведомый вал демонтируется вместе с шестернями. Одновременно снимается шестерня 53 1-й передачи.
  13. У оси заднего хода есть стопорный болт 5, который требуется открутить.
  14. После этого можно вытащить пружинную шайбу.
  15. Вытаскивают стопор 22 оси. Это позволяет снять блок шестерен заднего хода.
  16. Далее вытаскивают ось 21 этого блока, используя съемник.
  17. Из картера 1 достается блок шестерен 18 вместе с роликовыми подшипниками 19.
  18. Из блока шестерен извлекается распорная втулка 20, а также роликовые подшипники.  
  19. 4 крепежа 17 и пружинные шайбы 6 выкручивают для того, чтобы демонтировать крышку 24 заднего подшипника промежуточного вала. Одновременно снимается прокладка 26.
  20. Завальцованную часть отгибают для того, чтобы можно было открутить крепеж заднего подшипника промежуточного вала.
  21. Откручивают крепежную гайку 25.  
  22. Из посадочных мест выбивается задний шариковый подшипник 28, а также передняя шейка вала.
  23. Спрессовывают промежуточный вал 26, используя молоток и оправку, обязательно из мягкого металла.
  24. С помощью съемника снимается задний подшипник 28.
  25. Для снятия стопорного кольца 27 используют специальное приспособление.
  26. Затем вместе с шестернями демонтируют из картера 1 промежуточный вал 29.
  27. После этого требуется с помощью подготовленного инструмента выбивается заглушка 40 и передний роликовый подшипник 38.
  28. Используя приспособление, вынимается стопорное кольцо 37 из посадочного места подшипника.

Ремонт своими руками

Для починки указанного узла и регулировки сцепления ЗИЛа-130 потребуется специальный стенд.

Сборка узлов трансмиссии осуществляется в следующем порядке.

  1. Производится монтаж шарикового подшипникового механизма, для чего стопорное кольцо помещается в предусмотренную канавку блока.
  2. Подшипник монтируется в специальное гнездо на ведущем валу, при этом выточка элемента должна быть обращена наружу.
  3. После размещения основного вала на стендовом столе, производят запрессовку подшипникового устройства при помощи специального станка. Кроме того, потребуется оправка, посредством которой элемент забивается в шейку вала до упора.
  4. При помощи динамометрического ключа затягивают гайки с усилием 20 кГм. Бортик должен помещаться в пазу первичного валика.
  5. Солидолом или его аналогом обрабатывают внутренние части шестеренок, затем устанавливают роликовые подшипники. Последний элемент следует монтировать без натяга. После проведения процедуры выполняют диагностику на предмет свободного вращения деталей, без выпадения из своих гнезд.
  6. Монтируется стопорное кольцо.
  7. Перед сборкой синхронизаторов второй и третьей скорости коробки передач ЗИЛ-130 в механизм помещают три фиксирующие опоры, фрезерной частью наружу.
  8. Далее потребуется совмещение отверстий указанных выше деталей. Затем производится запрессовка колец.
  9. Выполняют сборку трех креплений при помощи пружин и шариков, которые монтируются в предусмотренные гнезда каретки. Аналогичные работы проводят со вторым кольцом, устанавливаемым на блокировочные пальцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector