Типы, виды и маркировка автомобильных ламп
Содержание:
Маркировка и обозначение автоламп
По количеству контактов
В некоторых маркировках, в самом конце маленькой латинской буквой обозначается количество контактов в цоколе по принципу первой буквы латинского исчисления:
- s (single) — 1;
- d (duo) — 2;
- t (tres) — 3;
- q (quatro) — 4;
- p (penta) — 5.
В качестве примера можно привести распространенный цоколь P45t, где буква t означает, что лампочка питается посредством трех контактов.
По типу цоколя
По ГОСТ 2023-88, принятому еще в советские времена, в маркировке ламп не всегда заложена информация о конкретной разновидности присоединительной системы. Например:
- АКГ — аббревиатура, означающая, что прибор представляет собой автомобильную кварцевую галогенную лампу;
- А — буква, информирующая только о принадлежности лампы автотранспортному средству;
- АМН — автолампа, где буквы МН говорят о миниатюрных размерах;
- АС — единственный случай, в котором литерой С обозначен софитный цоколь.
С евростандартом ECE все обстоит несколько лучше. Здесь уже выделены отдельные обозначения для максимальной информативности всех конструктивных особенностей осветительного прибора, где:
- H — галогенная лампа;
- T — миниатюрная;
- R — стандарт с диаметром цоколя 15 мм.
В отношении конкретного типа цоколя по европейской маркировке различают:
- P — фланцевый;
- W — стеклянный;
- BA — байонетный, с симметрично расположенными штифтами;
- BAY — байонетный, со штифтами, смещенными по высоте;
- BAZ — байонетный, со смещением штифтов по радиусу и по высоте;
- G — штырьковый;
- E — резьбовый.
Если лампа производства США, то американские стандарты DOT предусматривают следующие обозначения:
- HB1 и HB2 — галогенная, двухнитевая лампа;
- HB3 — однонитевая дальнего света;
- HB4 — однонитевая ближнего света;
- D1R, D1S — газоразрядные, первого поколения;
- D2R, D2S — газоразрядные второго поколения.
Буквы S и R указывают на линзовый и рефлекторный тип оптики.
По цвету
В аббревиатуре по поводу цвета колбы существует только одно обозначение — буква Y, от английского yellow, информирующая о желтом цвете лампы, например, WY5W.
Все остальные модификации указываются фирмой непосредственно в названии модели прибора, например, Whitebeam III, CoolBlue и т. д.
Виды автомобильных ламп и их особенности
Автомобильные лампы в зависимости от конструктивных особенностей и принципа излучения света делятся на 3 вида:
- Галогенные;
- Светодиодные;
- Ксеноновые (газоразрядные).
Галогенные
Галогенные лампы имеют колбу, заполненную газом, внутри которой размещена нить накаливания.
Они по сей день остаются широко востребованными среди автолюбителей за счет своей дешевизны. Надо отметить и тот факт, что установка LED и ксенона возможна лишь в том случае, если это предусмотрено конструкцией автомобиля и легально. Самовольная замена галогенных ламп на другие грозит большим штрафом, конфискацией приборов и даже лишением прав на полгода.
Не всегда буква «H» означает, что лампа – галогенная. Одно время LED и ксенон стали выпускать в тех же оболочках. В результате в корпусе Н7 стали выпускаться иные источники света
На это нужно обращать пристальное внимание, так как взаимозаменяемость ламп в одинаковом корпусе невозможна, поскольку цветовая температура и угол распространения света будут отличаться
Лампы H7 стали прототипом ламп 8,9, и 11 серии. Они используются сегодня повсеместно в особо компактных фарах, дают более яркий свет, качественнее освещая дорогу. H8 применяют для фар ближнего света и противотуманок, H9 – для дальнего света. Лампа галогенная H11 – универсальна и имеет срок службы – 1900-2000 часов.
Светодиодные
В качестве источников света в лампах этого типа используются светодиоды. Размеры цоколей LED аналогичны тем, что у галогенок. Одним из основных элементов ламп является драйвер. Он преобразует входное напряжение и ток в постоянные величины, подает на плату, а после – светодиоды.
В качестве источников света для освещения салона авто, номерного знака, габаритных огней LED-лампы подходят оптимально. Для ближнего и дальнего света это не лучший вариант за счет высокой стоимости. Использовать вместо фирменных осветительных приборов китайские – нежелательно. Они уступают по качеству, не соответствуют требованиям. Светодиодные (LED) лампы в фары автомобиля нужно устанавливать в том случае, если они предусмотрены заводом-изготовителем.
Газоразрядные
Колба ксеноновой лампы выполнена из кварцевого стекла. Внутри нее смесь газов, точно подобранная по химсоставу. Благодаря этому добиваются определенного свечения. Принцип работы основан на создании электрической дуги в результате прохождения разряда между электродами.
Качество освещения дороги с использованием этих ламп лучше, да и большинство известных производителей авто в качестве основных используют именно ксеноновые источники света.
Лампы делятся на 3 группы:
- Лампы с цоколями типа H и HB для замены родных ламп по определенным причинам;
- Биксеноновые лампы H4M, HB1M и т.д. (разделяют поток света). Их преимущество в том, что одной лампой можно заменить 2 – для дальнего и ближнего света;
- Лампы с цоколями типа D1S, D1R – D4S, D4R. Устанавливаются на предприятии, которое занимается выпуском авто.
Маркировка
Выбирая лампы для автомобиля необходимо принимать во внимание:
- условия применения (дальний и ближний свет, противотуманки, салон, поворотники, габариты);
- марку авто;
- данные силовой установки.
Наиболее востребованными в сфере автомобилестроения являются галогенные и ксеноновые лампы. В последнее десятилетие неплохо себя зарекомендовали и светодиоды.
Комбинированная разновидность автоламп появилась на рынке не так давно. Она представляет собой конструкцию с 2-мя спиралями, каждая из которых может выполнять свою автономную функцию.
Для облегчения процесса выбора производители ввели маркировку – буквенное и цифровое обозначение, позволяющее точно определить тип источника света и его размеры.
Стоит отметить, что отечественная, американская и европейская маркировка автомобильных ламп по типу цоколя может отличаться.
Америка и Европа
Европейская и американская классификация ламп (ЕСЕ) представлена в буквенных обозначениях:
- Т (миниатюрная цокольная) – используется чаще всего в габаритах;
- R (цоколь d=1,5 см и колба – до 19 мм) – также для габаритных огней;
- R₂ (лампа накаливания того же диаметра, но с колбой 4 см) – ранее применялась для оборудования системы дальнего и ближнего света, сейчас не используется;
- H – галогенная;
- Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка (в случае если буквенная маркировка стоит перед числовым значением);
- BA – штифтовая (с симметричными штифтами);
- ВАY – штифтовая (со смещением по высоте);
- ВАU – штифтовая (со смещением по радиусу);
- ВАZ – штифтовая (со смещением по высоте и радиусу);
- S – софитная – применяется для подсветки салона;
- E – с винтовой резьбой основания;
- X – нестандартная конструкция;
- Р – (с основанием d=1,5 см и колбой – 26,5 мм) – для поворотников и стоп-сигналов;
- Р – в случае постановки в начале кода маркировки – фланцевая;
- W – мощность (60W);
- W – латинская буква в начале кода обозначает наличие стеклянного цоколя (используется для подсветки номера).
СНГ
Отечественная маркировка разработана на основе ГОСТов (№2023.01-38). Согласно этому все виды ламп для авто обозначены как:
- А – обыкновенная;
- АМН – автомобильная миниатюрная;
- АС – софитная;
- АКГ – кварцевая галогенная;
- Т – миниатюрная;
- R – с цоколем из металла;
- R2 – с колбой из стекла d свыше 40 мм;
- Р – с основанием в 15 мм и колбой не более 26,5 мм;
- SV(C) – софитные двухцокольные;
- H – галогенные;
- Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка;
- ВА – симметричные штифтовые;
- ВАY – штифтовые (со смещением по высоте);
- ВАZ – штифтовые (со смещением по высоте и радиусу);
- W – с цоколем из стекла.
Разработана и классификация количества подключаемых контактов:
- S – 1 контакт;
- D – 2 контакт;
- T – 3 контакта;
- Q – 4 контакта;
- P – 5 контактов.
Применение светодиодов в автомобилестроении
1. Светодиодные лампы для автосалона
Для багажника, салона машины, бардачка или номерных знаков, в качестве приборов освещения используют лампы philips с цоколем «SV8,5» и маркировкой 3175/C5W/C10W. Для штурманского освещения применяют тип «T10». Стандартные модели имеют габариты 31, 36, 39 и 42 мм в длину, и негабаритные размеры в ширину. Выбирая наиболее оптимальные светодиодные лампы, главное вымерять внимательно длину самого осветительного прибора и ширину канавки светодиода для установки. Также на современном рынке представлено комплекты матриц с нестандартными габаритами, для сверхяркого освещения.
Нередко светодиодные лампы применяют для подсветки салонов, заднем плафоне на пассажирском сидении, или для багажника. К особенностям конструкции можно отнести тот факт, что сама матрица монтируется к классическому типу «Festoon», поэтому процесс установки светодиодных ламп в салоне автомобиля не составляет особого труда.
2. Светодиодные лампы для передних габаритов
Для передних габаритных автоламп типа W5W применяют светодиодные бесконтактные лампы, которые имеют в начале маркировки стандарт – « T10», или цоколь с маркировкой BA9S. Так как передние габариты располагаются поблизости с лампами головного света. Поэтому светодиодные лампы часто подвержены нагреванию, поэтому кристаллы светодиода способны это выдержать, это приводит к поломке. Конструкция светодиодных ламп имеет специальную защиту от перегрева, для этого многие современные модели ламп оборудуют стабилизатором тока, для предотвращения увеличения уровня потока энергии, если повышается градус температуры. Специальные светодиодные лампы со встроенными автоматами намного дороже, но при этом долговечнее.
3. Светодиоды для стоп-сигналов и задних габаритов
Во многих современных автомобилях разработаны совмещенные светодиодные лампы габариты и одновременно стоп сигналы. Для этого обязательными являются 2-х контактные светодиодные лампы, со стандартным цоколем. В классических моделях устанавливаются на стоп сигналах 1-о контактная лампа с цоколем.
«Японцы», а также многие «американцы» используют в качестве стоп сигнала и габаритных огней бесконтактные светодиодные лампы, чаще всего (W21W и W21/5W).
4. Светодиодные лампочки для заднего хода
Наиболее распространенными получили светодиодные лампочки с цоколем BA15S одноконтактного типа. На задний ход рекомендуется применять не направленный тип ламп, а рассеивающие лампочки, чтобы избежать слепящего света.
5. Светодиодные лампы для поворотников
В качестве электроламп указателей поворотов, нужных для передних и задних фонарей, используют лампы типа P21W, одноконтактные с цоколем BA15S. Прозрачная оптика предусматривает необходимость установить одноконтактные лампы с желтым стеклом, с маркировкой цоколя BAU15S, BAY15D, для поворотных устройств применяют светодиодные лампы WY5W (T10).
Выбор автомобильных ламп напрямую зависит от потребностей водителя, назначения установки лампы и финансовых возможностей.
Типы автомобильных ламп
По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.
Накаливания
Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.
Галогенные
Модификация ламп накаливания, заключающаяся в том, что вместо вакуума в колбу закачаны галогениды брома и йода. Эти галогены препятствуют прилипанию частичек испаренного вольфрама к внутренней поверхности стекла. Активно перемещаясь внутри колбы эти частички попадают обратно на нить накала и свариваются с ней под действием температуры. Таким образом, происходит частичная регенерация вольфрамовой спирали. Процесс все же не бесконечен, так как испаренные частицы оседают в хаотичном порядке, образуя неравномерные по толщине участки, что в итоге приводит к перегоранию нити в тонких промежутках. Для головных фар, кроме однонитевых, применяют двухнитевые лампы, в которых спирали расположены таким образом, что одна служит для ближнего, а вторая для дальнего света.
Кроме увеличенного в два раза ресурса работы, галогенки светят в два раза ярче обычных ламп накаливания и подобный автосвет широко применяется по сей день.
Газоразрядные
В конце прошлого столетия галогенки были частично вытеснены ксеноновыми лампами. В отличие от предшественников эти приборы работают по принципу дугового разряда в газовой среде. Колба этих ламп изготавливается из прочного кварцевого стекла, внутрь колбы закачивается газ ксенон, а с двух сторон в нее впаиваются два вольфрамовых электрода с проставками из инвара. В момент подачи напряжения на электроды между ними возникает разряд с излучением фотонов света. Так как сам ксенон формирует столб светящейся плазмы только возле катода, то в колбы автоламп добавляют ртуть, соли натрия и скандия. За счет этого основной поток света формируют пары солей и ртути, а ксенон служит для первичного запуска и разогрева основных элементов. Свет таких ламп дает яркий поток, теплотой до 6000 K. Именно эти характеристики так привлекают владельцев авто, но для запуска и работы газоразрядок необходим специальный балласт.
Схема включения в цепь.
Для фар, где не предусмотрена раздельная оптика используют биксеноновые лампы — те же ксенонки, но установленные в специальный механизм, регулирующий фокусное расстояние и направление свечения. Фары, не имеющие подобного механизма, лишены возможности переключения между режимами ближнего и дальнего света с ксеноновыми лампами.
Читайте: 6 лучших моделей ксеноновых ламп
Светодиодные
Следующая ступень эволюции в автосвете — LED лампы. В качестве источника света здесь выступает полупроводниковый кристалл, помещенный под люминофорную заливку. В конструкции лампы имеется схема управления и драйвер, необходимые для работы светодиодов. Так как LED элементы и драйвер сильно греются, то для теплоотвода необходим массивный радиатор. Сами кристаллы размещены с двух сторон в виде дорожек, имитирующих нити накала. Верхняя дорожка отвечает за ближний, а верхняя за дальний свет, причем обе группы прикрыты полусферами, отсекающими прямые лучи, чтобы не ослеплять встречных водителей. Эти лампы имеют ресурс работы до 20000 часов и теплоту света практически в любом необходимом диапазоне, вплоть до 8000K, что делает их самыми долговечными и яркими среди всех аналогов. Главный недостаток светодиодных автоламп в том, что у них нет светораспределения по всему радиусу рефлектора и линзы, как у галогенок или ксенонок. Отсюда вытекает две проблемы:
- Их установка возможна только в строго выверенном горизонте, далеко не всегда совпадающем с конструкцией посадочного места в фаре.
- Для реализации всего потенциала таких приборов необходима оптика и рефлекторы изначально разработанные под LED лампы.
Последняя разработка, основанная на LED технологии — лазерные фары. Эта инновация позволила увеличить дальность свечения головных фар до 600 метров, но слишком узкий конус света и космические расценки на лазеры пока не дают распространиться новинке на рынке автосвета в полной мере.
Рекомендуем: 7 лучших светодиодных ламп для авто
Сайт компании Osram
Подбор ламп по марке авто Osram осуществляется также при помощи специального сервиса , на котором можно выбрать осветительные элементы не только для легковых автомобилей и внедорожников, но и для грузовиков, а также мотоциклов. Единственный недостаток этого сайта — это отсутствие русскоязычной версии, но не все так страшно, так как разобраться на этом сервисе не составит труда.
- Выберите тип автотранспортного средства.
- В поле «Brand» укажите марку вашей машины, а в двух остальных — модель и серию.
- На появившейся картинке выберите тип лампы и ее расположение.
- Ознакомьтесь с полученной информацией.
Удобство это сервиса заключается в том, что для того чтобы посмотреть результат для других ламп вам не придется обнулять заданные параметры и начинать поиск заново. Просто перемещайтесь по картинке и выбирайте нужную фару или поворотник для которого вы ищете осветительный элемент.
Нажав на «Product Details» вы будете перенаправлены на страницу с подробным описанием выбранной лампы, включая ее схему и изображение со всеми размерами и характеристиками. При необходимости эту страницу также можно распечатать и взять собой в магазин.
Виды осветительной оптики
Лампы накаливания
Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы производятся с маркировкой R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.
Галогенные лампы
Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.
Крайне не рекомендуется прикасаться к стеклянной поверхности таких ламп, ведь отпечатки пальцев в дальнейшем мешают равномерному распределению энергии по колбе. Его нарушение приводит к трещинам и необратимым поломкам.
Ксеноновые лампы (газоразрядные)
Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.
В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.
Ксеноновые лампы ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.
Светодиодная оптика
Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.
Преимуществами LED-технологии являются:
- Устойчивость к вибрации и ударам;
- Долгий срок службы;
- Малые затраты энергии;
- Высокий показатель яркости;
- Экологическая чистота.
Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда на автомобиле и свериться по таблице идентичности осветителей.
Виды осветительной оптики
Лампы накаливания
Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы производятся с маркировкой R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.
Галогенные лампы
Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.
Крайне не рекомендуется прикасаться к стеклянной поверхности таких ламп, ведь отпечатки пальцев в дальнейшем мешают равномерному распределению энергии по колбе. Его нарушение приводит к трещинам и необратимым поломкам.
Ксеноновые лампы (газоразрядные)
Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.
В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.
Ксеноновые лампы ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.
Светодиодная оптика
Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.
Преимуществами LED-технологии являются:
- Устойчивость к вибрации и ударам;
- Долгий срок службы;
- Малые затраты энергии;
- Высокий показатель яркости;
- Экологическая чистота.
Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда на автомобиле и свериться по таблице идентичности осветителей.