Ваз 2110: модуль зажигания и диагностика

Модуль зажигания ваз 2110 ремонт своими руками

Прежде чем вести речь непосредственно про восстановление модулей зажигания, устанавливаемых на ваз 2110, ваз 2114, ваз 2114 и пр., имеет смысл вспомнить про принцип работы системы зажигания, используемой на данных моделях автомобилей.

 Традиционно в системах зажигания указанных автомобилей устанавливаются модули, состоящие из двухканального электронного коммутатора, предназначенного для управления двух катушек зажигания. Что касается самого контролера, то он управляет зажиганием на основе информации о текущем режиме работы двигателя, получаемой от соответствующей группы датчиков. В связи с тем, что цилиндры двигателя объединены  попарно (1-4 и 2-3), образование искры создается в двух цилиндрах одновременно: в цилиндре на этапе сжатия – рабочая искра, а в цилиндре  с тактом выпуска – холостая искра. Ниже приведена типовая схема модуля зажигания ваз 2110, где на контакт D подаётся питающее напряжение +12В, а на контакты А и В поступают управляющие сигналы с контроллера.

 Отдельного упоминания заслуживают типичные отказы модуля зажигания, которые могут проявляться в провале оборотов двигателя при резком нажатии на педаль газа, общей потери мощности, подергивании автомобиля во время разгона и пр. В качестве предварительной диагностики модуля зажигания можно выполнить ряд несложных проверок:

  •  выкрутите и осмотрите свечи – если модуль зажигания (МЗ)  обеспечивает низкую мощность искрообразования, то на свечах будет черный нагар;
  • отсоедините от МЗ высоковольтные провода и при помощи омметра замерьте сопротивление между 1-ым и 2, 3, 4-ым выводами модуля. Показания должны быть в пределах 5,5 — 6,5 Ком. Слишком низкое сопротивление может свидетельствовать о наличии короткого замыкания во вторичной обмотке.

 При такой и прочих неисправностях модуль зажигания подлежит замене, однако практика показывает, что, во многих случаях, этот далеко не самый дешевый блок удается успешно отремонтировать.  Для выполнения ремонта модуля зажигания необходимо выполнить следующие технологические операции.

 Прежде всего, следует отделить от модуля алюминиевую пластину, расположенную с задней стороны модуля. Сделать это можно при помощи обычной отвертки, предварительно зажав модуль в тиски. Как правило пластина отрывается без особых усилий. Вместе с ней отрываются и достаточно слабые провода соединяющие трансформатор с внутренним разъемом (кстати, низкая надежность пайки этих проводов и является причиной большинства отказов модуля)

Обращается внимание, что некоторые внутренние соединения на плате выполнены также очень тонкими проводами и следует быть аккуратным, чтобы их не оборвать

Внутренний объем модуля заполнен желеобразным герметиком, который легко удаляется щеткой с достаточно жесткой щетиной. На самой же плате хорошо видны основные элементы, а именно два транзистора, две коммутирующие микросхемы, а также несколько резисторов и конденсаторов.

 Как уже упоминалось выше, чаще всего к неисправности МЗ приводят обрывы соединительных проводов между платой модуля и его корпусом, соответственно и ремонт будет заключаться в восстановлении всех электрических соединений (с заменой проводов на более надежные).

 Необходимо учитывать, что внутренние контакты МЗ выполнены из алюминия, поэтому для их пайки следует заранее позаботиться о наличии специального флюса. Определенную сложность представляет припаивание проводов к выводам транзисторов (пластина рассеивает тепло паяльника).

 Как бы то ни было, но при некотором старании и терпении пайка вполне возможна и выполняется она следующим образом:  

  •  В первую очередь новые провода припаиваются к плате. Старые проводки лучше полностью удалить. Для облегчения пайки (исключения теплового рассеивания) пластину можно разогреть на электроплитке;
  •  На втором этапе провода припаиваем к контактам самого модуля, стараясь, чтобы соединительные провода были как можно короче;
  •  Места пайки покрываем техническим лаком;
  •  После того, как лак высох, проверяем отремонтированный модуль на работоспособность;
  •  Если работа МЗ не вызывает нареканий, аккуратно заправляем внутрь его корпуса соединительные провода и скрепляем две половинки устройства обычным герметиком.

 Отремонтированный таким образом модуль зажигания способен проработать еще очень долгое время.

Рекомендации по ремонту

Как вы уже поняли, основной неисправностью устройства 16-клапанного двигателя является исчезновение контактов. Поэтому ремонт модуля зажигания ВАЗ 2110 сводится к тому, чтобы их восстановить. Если напряжение на цилиндрах действительно пропадает, кратковременно проблему можно решить путем нажатия на заднюю пластину модуля. Но не будете же вы делать это постоянно? Поэтому необходимо произвести диагностику механизма, произвести его замену либо попытаться отремонтировать.

Алгоритм действий

Для начала необходимо демонтировать механизм на 16 клапанном двигателе.

Эта процедура выполняется следующим образом:

Сначала нужно отсоединить отрицательный провод от аккумулятора авто. Сделав это, можно демонтировать пластмассовую крышку, которая закрывает силовой агрегат.
Затем нужно демонтировать высоковольтные кабеля от свечей зажигания.
Сделав это, можно отсоединить проводку и от самого модуля. Распиновка проводов отмечается на белых кольцах. Что касается номера цилиндра, за который отвечает тот или иной провод в соответствии с распиновкой, то он отмечается на корпусе механизма.
Далее, необходимо отключить разъем от механизма.
Используя гаечный ключ на 10, вернее, ключ-головку, необходимо выкрутить три гайки, фиксирующие сам блок

Осторожно демонтируйте его. После снятия можно приступить непосредственно к ремонту

Для начала следует открыть алюминиевую пластину на самом механизме, для этого воспользуйтесь отверткой в плоским наконечником.
Вскрыв блок, вы сможете увидеть небольшую схему с элементами электроники, она покрыта слоем силикона. Для ремонта этой слой необходимо будет удалить. Кроме того, здесь же вы сможете увидеть провода, которые соединяют схему с контактами. Сами по себе эти провода алюминиевые, вам необходимо будет их оторвать, переживать по этому поводу не стоит, поскольку вместо них будут установлены новые. По мнению многих специалистов, в «десятках» целесообразно применять многожильные провода, наподобие таких, которые используются в компьютерных мышках.
Сама схема механизма включает в себя два транзистора, а также два коммутатора. Как правило, необходимость замены этих элементов случается очень редко, но если вы решите их поменять, то нужно будет использовать устройства SGS-THOMSON. Что касается транзисторов, то это устройства типа BU931.
Поскольку сами контакты алюминиевые, для работы с ними понадобится флюс. Сам провод с помощью паяльника припаивается к схеме. Учтите, что к коллекторам транзистора припаять провода будет труднее, так как они покрыты специальным материалом. Поэтому верхнее напыление нужно наиболее осторожно скрыть. Для того, чтобы паяльник не отдавал тепло на саму пластину, ее необходимо предварительно нагреть, примерно до 180 градусов. Новые провода припаиваются к контактам на механизме, при этом их длина должна быть наиболее короткой.
В тех местах, где осуществлялась пайка, контакты нужно будет вскрыть лаком, для этого можно использовать обычный лак для ногтей.
После того, как все действия выполнены, необходимо проверить работоспособность устройства. Если все работает правильно, внутреннюю плоскость механизма следует обработать автомобильным герметиком, далее, узел нужно будет собрать. В этом нет ничего сложного, сборка осуществляется в обратном порядке. После того, как сборка будет завершена, вам необходимо убедиться в том, что внутри модуля провода не разжало и их целостность не нарушилась.

В общем, процедура ремонта механизма не особо сложная, но при его выполнении необходимо быть максимально аккуратным

Также важно соблюдать последовательность действий, наиболее внимательным нужно быть во время пайки контактов. В данной статье мы рассмотрели только ремонт контактов зажигания, но такая проблема не единственная для модуля

В некоторых случаях требуется распиновка узла, но такую процедуру лучше доверить профессионалам. Если же причина неисправности блока другая, то лучше будет заменить его на новый. Есть специалисты, которые считают, лучше сразу купить новый модуль.

Замена катушки зажигания на «десятке»

Как заменить катушку зажигания ВАЗ 2110? Выключаем двигатель, ставим авто на ручной тормоз, коробка передач на первой или второй скорости. Открываем капот и снимаем пластиковую защитную крышку. Катушка зажигания на ВАЗ 2110 крепится возле двигателя сверху на каждый цилиндр.

Вытягиваем центральный провод высокого напряжения. Торцевым ключом на «10» откручиваем гайки. Вытаскиваем катушку зажигания из гнезда. Если будет идти туго ничего страшного, на ВАЗ 2110 такое бывает, на катушке есть резиновая накладка.

У вас в руках не закрепленная катушка. Проверяем прибором на пригодность, на основании данных приведенных выше. Рабочая катушка – ставим на место, не рабочая – меняем на новую. Устанавливаем в обратном порядке. Для спокойствия, необходимо иметь в машине комплект свечей и одну катушку зажигания.

Отрицательно влияет на работу катушки зажигания:

  • долгая эксплуатация неисправной системы зажигания иногда приводит к выдаче катушкой повышенного выходного напряжения, что может привести к разгерметизации изоляции обмоток катушки;
  • использование некачественного бензина долгое время, в результате чего в камерах сгорания образуется железный и/или свинцовый налет, который также ложится и на изоляторы свечей, что приводит к короткому замыканию. В результате вторичные обмотки катушек выгорают;
  • установлены некачественные свечи зажигания. Последствия — обратные газы, нарушение изолятора. Все это плохо влияет на функциональные возможности резинового наконечника катушки;
  • у катушек, как и у любой детали, есть определенные ресурс «нагрев-остывание». Частый перегрев двигателя (грязный, не следят за охлаждающей жидкостью) приводит к частому нагреву катушки зажигания и быстрой выработке данного ресурса.

К чему может привести езда с неисправной катушкой зажигания на ВАЗ 2110? Во-первых, к большому расходу топлива. Во-вторых, к вибрациям, возникающим от неправильно работающего двигателя. Вибрации, в свою очередь, могут сказаться на сроке службы двигателя и на устойчивости его крепления к раме. При неработающей катушке двигатель начинает «троить» и заметно уменьшается тяга.

Самый простой способ проверить катушку на работоспособность – по очереди отсоединять резиновые «фишки». Когда попадете на неработающую катушку зажигания, работа двигателя не изменится. Эту катушку и меняйте. А еще лучше – поехать на СТО на мотор-тест. Профессионалы все популярно расскажут и, возможно, уберегут от нервотрепки во время езды. Или, что еще хуже, от необходимости искать мастеров «в чистом поле», да в ненастную погоду.

«Скупой платит дважды» — это о деньгах. А потраченные в пустую нервы, свои и домочадцев, мы часто не считаем. И ведь можно было бы понять, если бы деньги не отдавали. Так ведь двойную плату мастера возьмут («пройдись по базару, дешевле найди») и нервной энергии будет затрачено, мама не горюй. Проще проверить катушку зажигания перед поездкой на любой машине и ВАЗ 2110 в том числе.

Общая схема функционирования инжектора

Итак:

  • есть так называемая группа информационных датчиков, которая осуществляется исключительно сбором данных;
  • вся информации поступает в контроллер, который является аналитическим центром системы впрыскивания;
  • в зависимости от ряда факторов, контроллер посылает электрический импульс определённой длины непосредственно на сами форсунки, которые открываются на строго заданный временной промежуток;
  • эффективность функционирования цилиндров и следовательно, самого двигателя зависит от того, сколько с форсунок поступило топлива и воздуха.

Ваз 2110 инжектор схема реле

Цена инжектора(см.ВАЗ 2110: промывка инжектора своими силами) — понятие растяжимое и зависит от ряда составляющих. Однако стоимость устранения неполадки инжектора в автосервисе очень значительная. Инструкция ремонта своими руками позволяет устранить неисправность, но при этом необходимо хорошо понимать схему инжектора. Фото и видео — материалы в этом деле станут самым ценным практическим помощником.

Основные сведения о схеме инжектора

Электросхема Ваз 2110 инжектора 8 клапанов

Инжекторная система ваз устроена довольно-таки просто и практически не содержит специфических для понимания нюансов. Автомобилист-новичок даже знает общий принцип функционирования инжекторных систем. Элементы инжекторной системы и их базовые функции:

  • на форсунке располагается топливный регулятор, последний в свою очередь находится на раме к которой осуществляется подача топлива при помощи насоса (предварительно всё топливо проходит сквозь специализированный фильтр);
  • давление топлива не должно превышать 300 мПА, потому излишек топлива если таков возникает, с помощью мембранного регулятора вновь отправляется обратно в бак;
  • пропускной клапан контролирует положение диафрагмы, которая в свою очередь подвержена тройному давлению: давлению непосредственно самого топлива, а также всасываемого воздуха и соответствующей пружины;
  • описанная выше схема топливной регуляции напрямую зависит не только от действующей нагрузки двигателя, но также и от положения дроссельной заслонки;

Электросхема Ваз 2110 инжектора 8 клапан

цилиндр заполняется топливом во время вращения коленчатого вала, объём поступающего топлива определяется положением форсунки(см.Форсунки ваз 2110 и их прочистка ), которая напрямую управляется контроллером.

Роль форсунки и котроллера в общей схеме инжектора

  • положение и время открытия форсунки определяет объём топлива, который поступит в цилиндры;
  • на двигателе установлены специальные датчики, которые передают соответствующую информацию контроллеру;
  • контроллер на основании поступившей информации из двигателя посылает электрический импульс определённой длины, который определяет длительность открытия форсунок;
  • во время запуска двигателя контроллер находится в асинхронном режиме функционирования, до тех пор, пока непосредственно сам двигатель, не достигнет 400 оборотов за одну минуту;

Электросхема Ваз 2110 инжектора 16 клапанов

  • форсунки временно могут не функционировать в случае торможения или если двигатель находится в режиме продува;
  • если двигатель функционирует в режиме повышенной нагрузки, то информационные датчики дроссельной заслонки ,воздуха передают соответствующий электрический импульс в контроллер, который в свою очередь, посылает соответствующий сигнал в форсунки с учётом текущей скорости автомобиля;
  • таким образом, в схеме инжектора котроллер представляет собой регулирующее звено, а форсунки исполнительное.

Роль блока электронного управления в общей схеме инжектора

Спрактической точки зрения блок электронного управления состоит из нескольких высокотехнологичных составляющих: ПЗУ – устройства памяти, ППЗУ – устройства динамической памяти, ОЗУ – регулирующей памяти (все представленные выше элементы функционирует лишь в том случае, если есть в наличии напряжение).

Примечание. Электронный блок управления фактически является микропроцессором, поэтому его починить даже опытный автомобилист просто не способен, так как необходимы специализированные знания из соответствующей высшей школы.

  • все параметры двигателя вместе с программой функционирования микропроцессора хранится именно в ПЗУ;
  • ОЗУ представляет собой оперативную память, которая является временным источником хранения информации, и каждый новый запуск микропроцессора приводит к полной очистке промежуточной информации;

Ваз 2110 инжектор схема датчиков

  • вся информация, поступающая из датчиков в контроллер, не только анализируется, но также сохраняется, вместе с этим, сам контроллер время от времени проводит диагностику информационных датчиков;
  • зажигание и форсунки являются основными функциональными элементами системы впрыскивания, подчиняясь при этом контроллеру.

Примечание. На приборной панели располагается сигнальная лампочка «CHECK ENGINE». если она загорелась, значит, контроллер находится в неисправном состоянии или произошел какой-либо сбой в его работе.

https://youtube.com/watch?v=SfCG2tKNvUs

Самая простая, но точная на 100% диагностика

Народная мудрость утверждает, что самый короткий путь – это прямой, а метод лома и топора является максимально эффективным. Проще всего провести диагностику, получить достоверную информацию, одолжив либо купив новый модуль. Он должен быть в рабочем состоянии. Старую деталь следует аккуратно вынуть и установить на ее место тот самый новый блок, взятый взаймы или купленный. Ситуация тут же прояснится – машина либо заведется, либо нет.

Эта процедура элементарна, проста. Единственная сложность – достать запчасть. Впрочем, не такая это и проблема на самом деле. Надо сначала попробовать ее найти, поспрашивать, сделать усилия. Только опытным путем получится установить истину. Кто-то, скорее всего, поможет, одолжит ненадолго искомый модуль. Сломанный модуль нужно чинить или менять. Машину, в которой сломалось что-то другое, естественно, следует осмотреть более тщательно.

Снятие модуля зажигания

Чтобы выполнить ремонт модуля зажигания ВАЗ-2110, его необходимо демонтировать. Для начала проверьте, есть ли высокое напряжение на всех выводах. Наиболее частая поломка — это отсутствие искры во втором и третьем цилиндрах. Если слегка придавить заднюю часть корпуса, то двигатель может начать работать в нормальном режиме. Но это ненадолго. Для снятия вам необходимо:

1. Отключить массу от АКБ.

2. Демонтировать декоративную крышку, закрывающую головку блока, если таковая имеется.

3. Снять все высоковольтные провода.

4. Отключить все провода, идущие к модулю зажигания. На белых колечках указана нумерация всех проводов. На корпусе устройства имеется обозначение номеров цилиндров.

5. Отсоединить разъем от устройства.

6. Выкрутить три гайки крепления блока.

Вот и всё, модуль зажигания ВАЗ-2110 снят, и можно приступать к его ремонту.

Компьютерная диагностика

Если провести диагностику сканированием при помощи соответствующего оборудования, можно по выявленным ошибкам понять, что грешит модуль зажигания.

P3000 (а также 3001-3004) – не срабатывает зажигание в цилиндрах;
P0351 – обрывание обмотки в паре 1/4 цилиндра;

P0352 – обрывание обмотки в паре 2/3 цилиндра.

Обнаружив при помощи умной машины какую-либо из этих ошибок, не спешите сильно расстраиваться, так как они не обязательно рассказывают о гибели данного узла. К примеру, создать проблему могут еще и высоковольтные провода с пробоем, либо – свечи. Поэтому профессиональные диагносты советуют идти от малого к великому: то есть в начале исключать более поправимые и мелкие признаки, берясь за крупные и глобальные в последнюю очередь.

И только проверив на предмет неисправности иные элементы системы зажигания: выкрутив и посмотрев свечи, к примеру, прозвонив и заменив провода, затем уж заниматься диагностикой проблем соответствующего модуля.

Проверка модуля зажигания ВАЗ 2110: инжектор

Конструкция системы управления автомобильным мотором включает в себя большое количество деталей, комплектующих, а также элементов. Безусловно, каждая из составляющих играет очень важную роль в вопросе функционирования двигателя авто. В отдельных ситуациях может произойти исчезновение напряжения на цилиндре или даже на нескольких из них. Следствием подобной ситуации становится выход из строя модуля зажигания в авто. Особенно актуальной проблема становится в автомобилях Волжского завода, в особенности в модели ВАЗ 2110. Стоит сказать, что для выявления данной проблемы, необходима проверка модуля зажигания ВАЗ-2110 мультиметром.

Отметим, что далеко не всегда требуется выполнить замену модуля зажигания. Вполне возможно, комплектующая может быть отремонтирована. Безусловно, изначально необходимо выполнить диагностику технического узла.

Схема включения стартера Ваз 21110

1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – стартер; 4 – выключатель зажигания

Написать ответ Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Купить этот сайт

Электрооборудование в автомобилях ВАЗ 2110,2111,2112 организовано по классической схеме, где отрицательные контакты электрических устройств соединены с массой кузова.

Многие потребители электроэнергии подключены через защитные плавкие предохранители. Защита электродвигателей (моторедукторы) очистителя ветрового и заднего стекла выполнена на биметаллических предохранителях многоразового применения.

Потребители высокой мощности (фары, бензонасос и т.д.) запитаны через коммутирующие реле. Реле и предохранители находятся в монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля.

Обозначения электрооборудования на схеме автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112.

1- блок-фара; 2 — датчики износа колодок передних тормозов; 3 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 5 — звуковой сигнал; 6 — генератор: 7 — датчик уровня масла; 8 — блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 9 — контроллер отопителя; 10 — выключатель клапана рециркуляции; 11 — лампа подсветки рычагов управления отопителем; 12 — коммутатор; 13 — концевой выключатель карбюратора; 14 — датчик контрольной лампы давления масла; 15 — свечи зажигания; 16 — электромагнитный клапан карбюратора; 17 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18 — датчик-распределитель зажигания; 19 — катушка зажигания; 20 — стартер; 21 — электродвигатель вентилятора отопителя; 22 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 23 — датчик скорости; 24 — выключатель света заднего хода; 25 — микромоторедуктор привода заслонки отопителя; 26 — клапан рециркуляции; 27 — датчик уровня тормозной жидкости; 28 — колодки для подключения электродвигателя омывателя заднего стекла; 29 — аккумуляторная батарея; 30 — электродвигатель смывателя ветрового стекла; 31 — датчик уровня омывающей жидкости; 32 — датчик уровня охлаждающей жидкости; 33 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 34 — монтажный блок: 35 — колодки для подключения жгута предупредительного света; 36 — переключатель наружного освещения; 37 — комбинация приборов; 38 — выключатель заднего противотуманного света; 39 — контрольная лампа противотуманного света; 40 — контрольная лампа обогрева заднего стекла; 41 — часы; 42 — выключатель обогрева заднего стекла; 43 — подрулевой переключатель; 44 — колодка для переключения проводов при установке блок-фар другого типа; 45 — регулятор освещения приборов; 46 — выключатель зажигания; 47 — колодки для подключения жгута проводов очистителей фар; 48 — розетка для переносной лампы; 49 — плафон индивидуального освещения салона; 50 — выключатель стоп-сигнала; 51 — плафон освещения салона; 52 — блок бортовой системы контроля; 53 — датчик указателя уровня топлива; 54 — выключатель аварийной сигнализации; 55 — датчик ремня безопасности водителя; 56 — прикуриватель; 57 — лампа подсветки пепельницы; 58 — выключатель лампы освещения вещевого ящика; 59 — колодка для подключения бортового компьютера; 60 — лампа освещения вещевого ящика; 61 — боковые указатели поворота; 62 — выключатели в стойках передних дверей; 63 — выключатели в стойках задних дверей; 64 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 65 — фонарь освещения багажника; 66 — датчик температуры для системы отопления; 67 — наружные задние фонари; 68 — внутренние задние фонари; 69 — фонари освещения номерного знака; 70 — элемент обогрева заднего стекла; 71 — колодка для подключения дополнительного стоп-сигнала;

В жгуте проводов панели приборов вторые концы проводов белого, черного, оранжевого цветов, белого с красной полоской и желтого с голубой полоской соединены между собой в одних точках.

Схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 отличаются (за исключением системы управления двигателем) только добавлением очистителя и омывателя двери задка.

Монтажный блок реле и предохранителей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112.

Обозначения в блоке реле и предохранителей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112.

К1 — реле контроля исправности автомобильных ламп; К2 — реле очистителя ветрового стекла ВАЗ-2110; КЗ — реле указателей поворота и аварийной сигнализации; К4 — реле ближнего света фар; К5 — реле дальнего света фар; Кб — дополнительное реле; К7 — реле обогрева заднего стекла; К8 — резервное реле; F1 — F20 — плавкие предохранители.

Катушка зажигания

Катушка зажигания является важной частью системы запуска транспортного средства. Без её применения не добиться старта мотора. Невозможно запустить двигатель без аккумулятора, так как не будет формироваться первая искра

Невозможно запустить двигатель без аккумулятора, так как не будет формироваться первая искра.

Устроена данная деталь достаточно просто, но время от времени, как и иные детали и элементы автомобиля, она выходит из строя. Причиной может стать неисправность или определённый заводской дефект. Стандартным пуском двигателя работа катушки не ограничивается. Если устройство внезапно выйдет из строя при уже работающем двигателе, это автоматически приведёт к его полной остановке.

Также советуем внимательно изучить статью нашего эксперта, в которой он рассказывает о том, как правильно выставить зажигание.

Знание ответа на вопрос, как проверить катушку зажигания – это простой и верный способ выявить неисправность детали и понять, требуется или нет его замена.

Назначение

Основным предназначением катушек зажигания является трансформация низковольтного электрического тока, который получается от аккумулятора или от генератора, в специальный электрический импульс с достаточно высоким напряжением. За счёт данного процесса в свечах зажигания вырабатывается необходимая для запуска двигателя искра.

Принцип работы

Принцип работы описываемого устройства достаточно прост. В первичную обмотку катушки осуществляется подача низковольтного напряжения, создающего магнитное поле. Иногда подобное напряжение полностью отсекается прерывателем, способствуя тем самым резкому сокращению магнитного поля и образованию в витках катушки зажигания оптимальной электродвижущей силы.

Согласно закону физики по электромагнитной индукции, показатель образующейся электродвижущей силы является прямо пропорциональным количеству витков контура. Именно по этой причине во вторичной катушке, где присутствует больше витков, появляется импульс высокого напряжения. Он проходит по высоковольтным проводам и подаётся к свече зажигания. Благодаря данному импульсу, который передаётся катушкой, между электродами свечи зажигания появляется искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.

В более устаревших моделях авто напряжение от катушки зажигания передавалось к свечам посредством распределителя зажигания. Подобная схема не отличалась надёжностью, потому свечные катушки зажигания более современных авто объединены в специальную систему и распределены строго по одной на каждую свечу.

Виды катушек

На данный момент различается три основных вида катушек зажигания. Каждый из них характеризуется своими конструкционными особенностями и требует более внимательного рассмотрения:

  • классические, которые используются на автомобилях с системами зажигания, где присутствует распределитель;
  • двухвыводные – используются в системе стандартного зажигания с прямой подачей электрического напряжения;
  • индивидуальные – в данной системе для каждой свечи предназначена одна катушка.

Все три вида схожи по своей конструкции, за исключением некоторых нюансов. Классический вариант состоит из двух обмоток – вторичной и первичной. Вторая при этом помещается внутрь первой. Разница между обмотками заключается в количестве витков используемой проволоки, а также в толщине провода.

Во внутренней части данных обмоток размещён сердечник, выполненный из ферромагнитного сплава. Каждая обмотка имеет по два вывода. У первичной они оба являются входными. У вторичной один вывод является выходным, а второй соединен с первичной обмоткой. Все перечисленные выше элементы помещены в герметичный корпус. Что касается выводов, то они выходят на крышку корпуса.

Двухвыводная катушка от классического варианта отличается присутствием двух сердечников – внутренний, который помещён в обмотки, а также внешний, что находится над ними. Вместо одного высоковольтного вывода вторичного варианта обмотки, у подобной катушки их всего два.

Что касается индивидуальной катушки, то она отличается тем, что сверху размещается не первичная, но вторичная обмотка. При этом высоковольтный вывод её подсоединён к специальному наконечнику, что надевается на вывод свечи.

https://youtube.com/watch?v=gn-cBQNAn9U

Все виды катушек являются неразборными и не подлежат ремонту. Данные элементы необходимо проверять и своевременно осуществлять замену

Это очень важно, так как обрыв или замыкание обмоток может стать причиной сбоев в работе, а также приведёт к полной неработоспособности двигателя

Устройство и принцип действия модуля зажигания

Часть автомобилистов старой закалки называют модули двухискровыми катушками, что не лишено смысла. Ведь катушка является предшественником модуля зажигания в технической эволюционной цепи. Модуль представляет собой спаренную конструкцию из двух пар обмоток (первичной и вторичной) и коммутатора, который попеременно переключает низковольтажный ток с одной катушки на другую. В некоторых моделях двухискровых катушек коммутатор конструктивно вынесен за пределы блока.

Управление работой модуля осуществляется из электронного блока, собирающего и анализирующего информацию с различных рабочих узлов двигателя. Блок, в отличие от классической катушки, имеет 4 гнезда для подключения проводов высокого напряжения, идущих на свечи. Импульс возникает парно, сначала на клеммах 1 и 4, затем 2 и 3. То есть каждая из встроенных катушек ответственна за работу двух цилиндров. Искра возникает одновременно, парой.

Так выглядит одна из моделей модуля зажигания. Сверху виден разъём для подключения входящих проводов

На входе модуль зажигания имеет разъём с четырьмя клеммами. Обычно у большинства моделей напротив них есть маркировка. На контакты А и В поочерёдно приходят импульсы с датчика Холла, служащие сигналом для переключения коммутатора с одной первичной обмотки на другую. С и D – соответственно масса и питание (12 В).

Как проверить катушку зажигания ВАЗ

В случае неисправности катушки зажигания двигатель не пускается. Характерным признаком неисправной катушки является ее повышенная температура при выключенном зажигании. Это легко определить рукой на ощупь.

Признаки неисправного модуля зажигания могут быть и такие:

  • неуверенный запуск двигателя или отказ при запуске;
  • провалы при резкой смене оборотов;
  • высокий расход топлива;
  • не работают два цилиндра, двигатель лихорадит;
  • отсутствие динамики;
  • резкое падение мощности;
  • падение мощности и тяги после прогрева.

Эти симптомы могут быть вызваны не только модулем зажигания. Чтобы определиться с неисправностью, достаточно потратить несколько минут на диагностику свечей, высоковольтных проводов и колпачков. Этим мы исключим остальные элементы системы зажигания и будем уверены в том, что неисправен именно модуль зажигания.

Проверка катушки зажигания выполняется одним из 2-х способов. Простейший: снять центральный провод из прерывателя-распределителя, подвести его к корпусу мотора и прокрутить стартером, при этом должна появиться пробегающая искра. После этого проверяем подачу энергии на отдельную свечу, для чего выкручиваем рабочую свечу зажигания, и подносим ее контактом к «массе» и предпринимаем попытку завести мотор. При этом искра должна исходить от провода на «массу». При ее отсутствии причина будет в неисправности такого элемента системы, как катушка зажигания.

Для проверки модуля вторым способом нам пригодится только мультиметр, далее следуйте пошаговой инструкции:

  1. Проверяем питание и наличие импульсов, подаваемых с ЭБУ. Питание проверяем между центральным выводом (15) колодки проводов, подключаемой к модулю, и массой двигателя. При включённом зажигании напряжение не должно быть меньше 12 В. В противном случае либо села АКБ, либо не работает ЭБУ.
  2. Проверяем импульсы с ЭБУ на колодке проводов. Один щуп тестера устанавливаем на разъем 15, второй на крайний правый, затем на крайний левый. Помощник прокручивает двигатель стартером, а мы в это время фиксируем тестером кратковременные скачки напряжения. Если импульсов с ЭБУ нет, виноват именно он.
  3. Проверяем сопротивление на вторичных обмотках катушек. Ставим тестер в режим измерения сопротивления и измеряем его на высоковольтных выводах крышки модуля. Между 1 и 4 выводом и 2-3 сопротивление должно быть 5,4 кОм. В противном случае модуль подлежит замене.
  4. Сопротивление первичных обмоток проверяем между контактами 15 и крайним правым, потом крайним левым выводами. Номинал — 0,5 Ом. Отклонение не допускается.
  5. Проверяем модуль на короткое замыкание. В режиме омметра устанавливаем один щуп мультиметра на центральный вывод, второй на металлический корпус. Сопротивления быть не должно. Если прибор фиксирует хоть какое-нибудь сопротивление (кроме единицы или бесконечности), модуль подлежит замене.

Признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ-2110

Если с зажиганием ВАЗ-2110 что-то не так, конечно, пора бить тревогу. В любой момент машина может попросту сломаться. Двигатель остановится, а ключ при повороте не сработает. Если машина поломается в дороге, придется вызывать эвакуатор, а это дополнительная морока, лишние траты. Есть риск не завести машину случайно на светофоре, к примеру, мешая при этом окружающим. Это уже неприлично – знать о том, что машина неисправна, и ничего не делать. Но почему-то хочется поступать именно так, снять ненужное эмоциональное напряжение, забыть о проблемах, не принимать никаких решений на этот счет, во всем разобраться.

С каждым днем ситуация все больше накаляется. Между тем найти и устранить поломку легко. Все, что для этого надо – немного времени и желание. Ехать на СТО, честно говоря, необязательно. Впрочем, это решает только сам автомобилист – куда ему обратиться и что делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector