Датчик температуры охлаждающей жидкости: признаки неисправности, назначение, проверка

Почему необходимо реагировать на лампочку охлаждающей жидкости

На приборной панели автомобиля имеется масса различных индикаторов, часть из которых можно проигнорировать и заняться устранением возникшей неисправности чуть позже. Данное утверждение явно не относится к индикации охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля.

При перегреве двигатель рискует получить серьезные неисправности, ремонт которых заставит водителя раскошелиться. В частности, при работе мотора на повышенных температурах, могут деформироваться детали цилиндро-поршневой группы, системы охлаждения и смазки. При возникновении трещин на стенках цилиндрах, разрыве поршневых колец или «клине» двигателя ремонт обойдется недешево.

Если автомобильный мотор излишне охлаждается, данная проблема может стать причиной понижения мощности двигателя в результате проблем с образованием топливной смеси. Это приведет не только к потере динамических характеристик, но и ускоренному износу ряда агрегатов.

Раньше приборная панель автомобиля состояла из тахометра, спидометра и пары индикаторов. Поэтому разобраться в том, что происходит с машиной, не составляло труда. Сейчас же ситуация изменилась: наличие огромного количества различных показателей, которые периодически загораются, способно запутать практически любого водителя. Нередко мастера сервисных центров и продавцы в автосалонах советуют автовладельцам не обращать особого внимания на все эти лампочки

Однако обращать внимание не просто надо, а необходимо, так как загоревшийся индикатор оповещает о сбоях в работе какой-либо системы автомобиля. То же относится и к загоревшемуся значку температуры двигателя

Сегодня в этой статье мы расскажем, что это значит и какие меры нужно предпринять.

Лампочка температуры

Итак, если индикатор температуры загорается, а затем гаснет в течение нескольких секунд после запуска двигателя, то беспокоиться не о чем. Если продолжает гореть то, скорее всего, охлаждающая жидкость в системе находится на очень низком уровне, или сама система дала сбой. Может случиться так, что пиктограмма температуры загорелась при движении автомобиля. Причины у этого явления те же, что мы описали выше.

Универсальный индикатор температуры двигателя с функцией диагностики

Индикатор предназначен для отображения температуры охлаждающей жидкости в цифровом виде, а так же отображения и стирания диагностических кодов, возникающих при появлении неисправностей в системе управления двигателем и трансмиссией. Индикатор применяется в автомобилях, оснащенных цифровой информационной шиной CAN.

ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG(Фольксваген, Ауди,Шкода,Сеат)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Параметр Значение
Напряжение питания, В 10. 15
Потребляемый ток, не более, мА 50
Цвет индикатора красный
Габаритные размеры, мм 55*43*14

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ГРАНТА, КАЛИНА 2, ПРИОРА с 2013г

ПРИОРА 2, XRAY, Vesta с 2020 по 2020г.

COROLLA c 2006, RAV4 c 2013г

МАРКА МОДЕЛЬ
ЛАДА
CHEVROLET COBALT, AVEO T300
FORD FOCUS 2
KIA RIO 3, Sportage 3 поколение, CERATO 2
RENAULT LOGAN 2, SANDERO 2, MASTER III, DUSTER с 2020г, CAPTUR
SUBARU XV, FORESTER с 2011г, OUTBACK c 2007г.
TOYOTA
NISSAN TERRANO 3

Список автомобилей будет увеличиваться по мере проведения испытаний.

ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG. СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К АВТОМОБИЛЮ

СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К АВТОМОБИЛЮ

Температура охлаждающей жидкости отображается на индикаторе в течении нескольких секунд после включения зажигания. Индикатор периодически посылает запрос в CAN шину и обновляет показания температуры.

Диагностика двигателя и коробки происходит при включении зажигания, на индикаторе отображается количество сохраненных ошибок в формате EXX, где XX количество ошибок. Далее бегущей строкой отображаются коды ошибок. Код состоит и пяти символов: одной буквы и четырех цифр. Расшифровку кодов можно найти в интернете. После отображения всех ошибок индикатор покажет температуру двигателя.

Чтобы стереть коды из памяти блоков автомобиля необходимо выключить зажигание, затем нажать педаль акселератора до максимума, включить зажигание и дождаться появления уведомления о стирании ошибок «clr» на индикаторе. Если ошибки не пропали, повторите процедуру стирания.

Санкт-Петербург, Искровский пр. д.12 тел. +7-921-980-50-84 Посмотреть на карте.

Вступайте в нашу группу в контакте, будьте в курсе новостей!

Пишите и читайте отзывы о нас:

Вступайте в наши сообщества:

Проверка исправности ДТОЖ

Датчик температуры антифриза проверяется двумя основными способами: не снимая с автомобиля либо демонтируя с его посадочного места. Второй метод также разделен на два варианта диагностирования: с применением термометра и без него.

Если датчик не прикипел к резьбе, то его довольно просто снять рожковым ключом подходящим по размеру

Важно перед откручиванием отсоединить разъем контактов. Следующим шагом нужно проверить приходит ли питание от ЭБУ на датчик

Сделать это довольно просто имея универсальный тестер (мультиметр):

  1. отсоедините разъем от датчика;
  2. переведите режим измерения мультиметра на «20 В постоянное напряжение»;
  3. присоедините щупы к контактам клемм приходящим от ЭБУ.

Если мультиметра у вас под рукой нет исправность ЭБУ и проводки до него можно проверить просто сняв разъем с датчик температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя, автоматически включится вентилятор радиатора. Это произойдет потому что блок управления увидит разрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не произошло то либо неисправен ЭБУ либо вентилятор охлаждения.

Проверка не снимая с автомобиля

Самый удобный способ, ведь не нужно проводить демонтаж с последующим монтажом. Проверка выполняется при помощи тестера, путем замера показаний на контактах датчика.

Чтобы обеспечить доступ к контактам, потребуется отсоединить клеммник от датчика. При выполнении работ на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься самому, но и оплавить корпус или щупы мультиметра.

Затем тестер переводится в положение измерения сопротивления и присоединяется к выходным контактам датчика. Стоит заметить, что у холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно ниже.

Для общего понимания какие значения выдает датчик при разных температурах, как пример, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других легковых машин сильно отличаться не будут.

Показания датчика в зависимости от изменения температуры

Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом
5 7 280 45 1 188
10 5 670 50 973
15 4 450 60 667
20 3 520 70 467
25 2 796 80 332
30 2 238 90 241
40 1 459 100 177

Стоит отметить, что датчик ломается крайне редко, чаще встречаются ситуации, когда он выдает неверную информацию. Поэтому следует сравнить показания температуры на приборной панели с данными полученными от датчик температуры охлаждающей жидкости в соответствии с таблицей. Если данные отличаются тогда есть смысл снимать датчик и проводить его дальнейшую диагностику.

Проверка ДТОЖ с термометром

Для такой диагностики, необходимо снять датчик с его посадочного места. Как упоминалось выше, сделать это можно при помощи соответствующего гаечного ключа. Заодно можно почистить сам датчик, с резьбы на патрубке удалить налет и смазать ее, осмотреть контакты на наличие окислений и при необходимости удалить.

Затем набрать воду в электрочайник или в другую емкость, но в таком случае придется воспользоваться кипятильником. Помимо этого для измерения нужно взять мультиметр и перевести его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.

Головка датчика опускается в воду, а к его контактам присоединяются щупы тестера. Также в емкость с датчиком помещается и термометр, для удобства измерений желательно электронный, но можно и ртутный.

Затем постепенно повышая температуру жидкости сравнивать показания датчика и электронного термометра в соответствии с таблицей. Для большей точности фиксировать показания лучше через каждые 5 градусов. В итоге Вы получите данные которые можно занести в таблицу. Их впоследствии можно сравнить с информацией предоставленной в технической документации к конкретной модели авто. На крайний случай можно сравнить с таблицей приведенной выше.

При проведении проверки допускаются небольшие отклонения от значений. Небольшие погрешности могут зависеть от разных условий и от самого датчика. Часто даже у датчиков температуры охлаждающей жидкости одной модели есть незначительные различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.

Проверка без термометра

Такой метод не сильно отличается от предыдущего, только здесь не применяется термометр и показания снимаются одни раз.

Для проверки датчика его следует погрузить в емкость с водой и довести ее до кипения. Затем присоединить к выходным контактам щупы мультиметра и посмотреть, что он покажет.

Если ДТОЖ полностью исправен, то его сопротивление должно быть 177 Ом. Однако следует учитывать погрешности. К тому же щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, да и температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, а соответственно и сопротивление будет чуть больше.

Датчик температуры наружного воздуха

На «Десятках» поздних выпусков с приборной панелью VDO с двумя дисплеями и маршрутным компьютером устанавливался датчик температуры наружного воздуха. При включенном двигателе показания температуры за бортом ВАЗ 2110 отображались на экране панели приборов.

Датчик располагается внутри переднего бампера, рядом с передней противотуманной фарой. Сторона установки прибора в каждом конкретном случае может быть различной (с водительской стороны или с пассажирской). Если датчик температуры устанавливался владельцем самостоятельно, то чаще всего он приматывался изолентой к основанию буксировочной петли.

Если температурный датчик наружного воздуха не работает, следует демонтировать пластиковую защиту левой или правой передней колесной арки (в зависимости от места размещения датчика), отсоединить разъем проводки и вынуть датчик из держателя в переднем бампере. Установка новой детали выполняется в обратном порядке.

Источник

Что представляет собой ДТОЖ

Современные датчики – это термисторы, с полупроводником, с легкостью изменяющимся сопротивлением, при колебаниях температуры. Повышение t влечет за собой увеличения количества свободных электронов в материале полупроводника, что и является причиной падения сопротивления. Т.е. обладает обратно – пропорциональной зависимостью, с отрицательным коэффициентом. Исходное сопротивление соответствует напряжению 5В. По мере нагревания двигателя, сопротивление падает до 0, и наоборот, в холодном состоянии мотора, оно максимальное. Отклонения от этого параметра фиксирует ЭБУ.

Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус, с высокой теплопроводностью. Там находится, также, резьбовое крепление и электрический разъем, для соединения с бортовым компьютером.

Прибор миниатюрный, вмонтирован в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее, его головки. Просто вкручивается в отверстие, специально отведенное для него. В разных моделях автомобилей, он может находиться в термостате или рядом с ним. Главное, чтобы был контакт с охлаждающими жидкостями.

Чтобы получать максимально правдивую информацию о температурах, монтируют на выходе радиатора дополнительный датчик.

Схема индикатора температуры

Схема построена на основе четырехпозиционного индикатора температуры, опубликованного в Л.1. Там датчиком температуры служит специализированный датчик LM235AH, здесь в качестве цепи -источника напряжения, зависимого от температуры используется штатная цепь индикации температуры автомобиля, состоящая из датчика — терморезистора и магнито-электрического индикатора.

Напряжение берется с точки соединения датчика температуры и магнитоэлектрического индикатора температуры. Это напряжение через цепь R1-C2 поступает на соединенные вместе инверсные входы всех четырех компараторов микросхемы А1 типа LM339. Цепь R1-C2 нужна для подавления помех от работы систем автомобиля, которые могут поступить с цепи датчика температуры.

Рис. 1. Принципиальная схема индикатора температуры системы охлаждения двигателя в авто.

На неинверсные входы компараторов поступают опорные напряжения, на каждый вход, от отдельного потенциометра R2-R5, с помощью этих потенциометров можно индивидуально задать порог температуры для каждого из компараторов.

Экспериментируя с состоянием двигателя, нужно потенциометром R5 установить так, чтобы при прогреве холодного двигателя до температуры, когда можно начинать движение (обычно 30-40°С) загорался светодиод HL4. Это светодиод зеленого цвета.

Далее, потенциометром R3 нужно установить так, чтобы при достижении температуры включения обдува радиатора (обычно, температуры немного ниже температуры кипения используемой охлаждающей жидкости), загорался светодиод HL2 желтого цвета.

На следующем этапе, потенциометром R4 нужно установить так, чтобы при достижении температуры выключения обдува радиатора загорался светодиод HL3 желтого цвета.

Ну, и последний этап — установка потенциометром R2 максимальной температуры, например, температуры кипения используемой охлаждающей жидкости, при которой должен загораться красный светодиод HL1.

Все что выше описано, — это индикация. Управление обдувом осуществляется схемой на микросхеме D1. Это RS-триггер на элементах D1.2, D1.3 и два инвертора D1.1 и D1.4.

Когда температура достигает значения, при котором должен включаться вентилятор, напряжение на выходе А1.2 падает до напряжения логического нуля. Триггер D1.2-D1.3 переключается в состояние логического нуля на выходе D1.3. Этот уровень инвертируется элементом D1.1 и на его выходе — логическая единица.

Ключ на транзисторах VT1 и VT2 открывается и включает реле вентилятора. Вентилятор работает. Температура начинает понижаться, и светодиод HL2 гаснет, но триггер D1.2-D1.3 остается в этом состоянии и вентилятор продолжает работать.

Температура еще понижается, и гаснет светодиод HL3. На входы инвертора D1.4 поступает напряжение логической единицы, а на его выходе — ноль. Этот ноль переключает триггер D1.2-D1.3 в состояние с логической единицей на выходе D1.3.

На выходе D1.4 — ноль, ключ на VT1 и VT2 закрывается и вентилятор выключается.

Почему может гореть лампочка температуры охлаждающей жидкости: мнения автовладельцев

1. Причины могут быть разными.

«Когда контрольная лампа температуры начинает мигать в процессе движения автомобиля, необходимо посмотреть, на каком уровне находится охлаждающая жидкость. Не исключено, что уровень недостаточно высок или охлаждающая жидкость достигла слишком высоких температурных показателей. Бывает, что уровень остается в нормальных значениях и тогда, возможно, имеет смысл проверить работу предохранителя вентилятора. Если же и там все в порядке, значит, лучше отправиться в ближайшую мастерскую, стараясь придерживаться небольшого скоростного режима». 

2. Результат налицо.

«Сильно беспокоило то, что лампочка температуры ОЖ постоянно горит. При этом в автомобиле отсутствует уровень датчика. Последовав советам, размещенным на форумах, я снял приборную панель и пропаял разъем и все то, что вызывало сомнение. В результате лампочка температуры перестала мигать».

3. Сил потратил немерено.

«Поделюсь с вами одной историей… Наблюдал хаотичное мигание лампочки охлаждающей жидкости. Она, бывало, горела и на холостом ходу, и в движении, и на скорости, и без. Временами переставала мигать.

В итоге были предприняты следующие действия:

  • Произведена проверка и замена предохранителей.
  • Проверено натяжение ремня.
  • Проверен уровень ОЖ.
  • Из-за низкого уровня антифриза была сделана промывка-продувка с заменой ОЖ.
  • Заменен щиток приборов
  • Проверена утечка из печки.
  • Проверен термостат.

Много сил и времени было потрачено на выяснение причины, а в результате все оказалось проще некуда – причиной загорания лампочки оказался проводок…».

4. Просто затянул гайку.

«Не так давно заметил, что горит, мигает лампочка температуры ОЖ. Временами не работал датчик температуры. Оказалось, что ослабла гайка крепления массы, которая находится внизу на двигателе. Когда мотор был включен, один конец массы соприкасался с двигателем принудительного прогона жидкости, а второй вообще цеплялся непонятно за что. После того как гайку затянул, лампочка стала работать как надо».

5. Пришлось снимать радиатор.

«Все время мигала эта надоедливая лампочка. Я поменял и помпу, и термостат, и датчики, но никакого результата не было. В итоге решился и снял радиатор, на это у меня ушло примерно 5 часов. Сразу стало ясно, в чем дело. Пространство между радиатором с охлаждающей жидкостью и кондиционером было заполнено «мусором».

На мойке под напором воды все смыл. После чего мотор стал исправно работать без перегревов, а кондиционер прекрасно морозить. Кулер не реагирует, а если и включается, то продолжительность его работы 10–15 секунд в первом положении. Причем раньше мог включиться на 2-3 минуты при втором положении, когда за окном +10 °С.

Вывод такой – имеет смысл регулярно чистить пространство под радиатором, особенно в периоды, когда на улице много пуха». 

6. Не решение проблемы, но все же…

«Начала мигать лампочка охлаждающей жидкости, но через какое-то время перестала. Спустя неделю все повторилось. Я обычно после того, как включается зажигание, жду некоторое время, пока не перестанет мигать датчик температуры, и только потом завожу двигатель. По-моему, зачастую это помогает решению проблемы. Не раз случалось так, что датчик начинал мигать, когда еду по городу. Тогда просто глушу мотор на светофоре или в пробке и завожусь заново после мигания. Безусловно, это не устраняет неисправность полностью, но когда нет времени для обращения в сервис, можно делать и так, чтобы лампочка не раздражала своим миганием».

За что отвечает датчик ож?

  1. Выставление угла зажигания. Правильная его регулировка обеспечивает максимальное сгорание топлива, а значит уменьшение его расхода. Повышение КПД двигателя и мощностных его характеристик.
  2. Корректируется состав топливной смеси, за счет изменения положения заслонки и обеспечения доступа большего (или меньшего) объема воздуха в смесь. Благодаря этому стабилизируются обороты в разных режимах работы, уменьшается токсичность выхлопных газов.
  3. Поддерживается обратная связь с датчиком кислорода, необходимая для регуляции пропорций смеси для двигателя. Пока не будет изменений температуры хладагента, ЭБУ не воспримет сигнала кислородного датчика, не обогатит смесь в режиме холостого хода, что приведет к нестабильной работе мотора. Т.е. осуществлять контроль повышения оборотов в этом режиме.
  4. Осуществляется контроль вращательных характеристик коленчатого вала, продувке устройства улавливания отработанных паров газа, блокировки трансформатора АКПП при перегреве.
  5. В автомобилях, где отсутствует датчик принудительного охлаждения, датчик температуры ОЖ выполняет функцию включения вентилятора.

Индикатор температуры двигателя с функцией диагностики Эланг

Индикатор температуры двигателя с функцией диагностики от производителя Эланг

В комплекте : индикатор, руководство по эксплуатации, упаковка

Индикатор предназначен для отображения температуры охлаждающей жидкости в цифровом виде, а так же отображения и стирания диагностических кодов, возникающих при появлении неисправностей в системе управления двигателем и трансмиссией. Индикатор может применяться в автомобилях, оснащенных цифровой информационной шиной CAN.

Индикатор температуры представляет собой микропроцессорное устройство, которое подключается к информационной шине CAN в автомобиле. Индикатор периодически посылает в шину диагностический запрос температуры ОЖ (охлаждающей жидкости) и количества сохраненных кодов ошибок. Электронные блоки управления двигателем, трансмиссией и другие, выдают на этот запрос соответствующие данные. Микропроцессор их принимает и после обработки отображает на светодиодном семисегментном индикаторе.

Подключение осуществляется к диагностичему разъему OBD в салоне автомобиля (см. рис. ниже). Установку рекомендуем производить при выключенном зажигании. При подключении должна на индикаторе появиться бегущая строка. Сам индикатор можете установить в любое места у панели на двусторонний скотч (поставляется в комплекте).

Принцип работы индикатора :

Включите зажигание. На индикаторе в течении восьми секунд появится значение температуры. Выключите зажигание. Индикатор погаснет после выключения контроллера двигателя. Типовое время выключения 5-10 секунд.В некоторых моделях автомобилей это время может достигать тридцати мину тпосле закрытия всех дверей и постановки на охрану.Если в электронных блоках управления автомобиля есть сохраненные коды неисправностей, тогда при включении зажигания на индикаторе появится количество сохраненных ошибок в формате «ЕХХ», где ХХ количество ошибок. А через пять секунд бегущей строкой начнут отображаться сами коды. После отображения последнего кода, индикатор покажет температуру.Для повторения индикации, выключите и включите зажигание. Код ошибки состоит из пяти символов: одной буквы и четырех цифр.Расшифровку кодов можно найти в интернете.Чтобы стереть коды из памяти контроллеров, выключите зажигание,нажмите педаль акселератора до максимума, включите зажигание, дождитесь появления надписи «clr» на индикаторе. Если ошибки не пропали, повторите процедуру стирания.

Технические характеристики:

Наименование Значение
Напряжение питания, В 10. 15
Потребляемый ток, не более, мА 50
Цвет индикатора красный
Габаритные размеры, мм 55*43*14

ВАЖНО! АвтоВАЗ устанавливает на автомобили разные ЭБУ (электронный блок управления), встречаются те, которые могут не работать с внешними диагностическими устройствами и при этом глушить двигатель во время движения

(Обратим внимание, что это ни все автомобили Лада Веста и Лада Х Рей, но такие встречаются). Если Ваш автомобиль с таким ЭБУ, то использовать индикатор температуры двигателя рекомендуем не в движении

https://youtube.com/watch?v=VBhTjP94v0w

Источник

Расположение датчика на двигателе

Для того чтобы выполнить проверку датчика температуры ОЖ необходимо знать, где он расположен. Естественно, что данная информация будет разниться у автомобилей различных марок и моделей. Однако существует несколько типовых признаков, по которым можно найти то место, где непосредственно закреплен датчик. Так, в большинстве случаев он расположен на выпускном патрубке головки блока цилиндров. Конструктивно он имеет металлическую резьбу, с помощью которой и вкручивается в соответствующее отверстие. Основное требование в данном случае — обеспечение прямого контакта его чувствительного элемента и охлаждающей жидкости. Именно такой контакт и обеспечивает точность показаний датчика.

Обратите внимание, что на некоторых автомобилях конструкцией может быть предусмотрена установка двух датчиков температуры. В этом случае первый из них фиксирует температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя (цилиндров), а второй — на выходе из радиатора

Такой подход дает возможность более точного контроля за состоянием как двигателя в целом, так и его охлаждающей системы в частности. Однако два датчика обычно устанавливают на мощные и/или дорогие машины, где этот параметр критически важен, а в ЭБУ заложены специальные программы для работы двигателя. Дополнительную информацию об устройстве конкретного автомобиля вы можете найти в соответствующем мануале или технической документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector